Чудесное спасение
Для многих бойцов Великая Отечественная война заканчивалась тяжёлыми ранениями. Но те солдаты, которые после нескольких месяцев госпиталя могли держать оружие, возвращались в строй…
Отец Александра Ослоповского в конце 1942 года был тяжело ранен: разорвавшейся миной ему сильно раздробило ноги. Смелый боец Советской армии отлежал в госпитале, потом его после лечения отправили домой в посёлок Посевная Черепановского района Новосибирской области восстанавливать силы. Александр вспоминает, что его отец постоянно твердил: «Вот как окрепну — вернусь на фронт, бить фашистов!»
В 1944 году один из его сыновей — Георгий — погиб в бою под Белой Церковью. После этого отец ушёл на фронт, воевал в дивизии Третьего Белорусского фронта под командованием генерала Ивана Черняховского. В одной из тяжёлых схваток с немецкими солдатами он получил контузию и долго пролежал на нейтральной полосе без сознания. Благодаря чудесному Провидению его нашли санитары и вынесли с поля боя».
Таких чудесных случаев, когда его судьба хранила, было несколько. Часто после войны он вспоминал, как зашёл на минное поле, не увидев запрещающей надписи. Солдат понял, что идёт по заминированному полю, когда уже дошёл до середины. Тогда он поднял полы шинели и, чуть дыша, каждую минуту ожидая взрыва, как балерина, вышел на носках из опасной зоны.
Однако в Пруссии на подступах к Кенигсбергу вражеская разрывная пуля ударила между плечевым и локтевым суставами, раздробив левую руку. В госпитале хирург, осмотрев рану, почему-то спросил его о семье. Солдат сказал, что его семья — десять детей. Тогда врач, молча накинул на его лицо хлороформ. Оказалось, что врач несколько часов терпеливо собирал все косточки…
Кенигсберг был взят уже без отца. Вернулся он после ранения в Сибирь в конце лета 1945 года с подвешенной за шею рукой в звании ефрейтора. Прожил отец Александра 85 лет и каждый день жил воспоминаниями, как будто заново переживал те тяжёлые бои. Видно, душевная рана оказалась гораздо глубже физических…
Как в плен Паулюса взяли
Многие бойцы попадали на фронт Великой Отечественной войны уже опытными солдатами, побывавшими в боях Гражданской войны. Именно таким солдатом был Михаил Шабунин, которому довелось воевать и с белыми, и с фашистами.
Он был призван в Красную Армию в 20-х годах прошлого века из Барабинского района Новосибирской области. Боевое крещение солдат получил в боях за Китайско-Восточную железную дорогу. Отбивал её у белых, которые захватили важный стратегический объект вместе с китайцами.
Великая Отечественная война застала Михаила, молодого лейтенанта, в знаменитом Бресте. Оттуда советские войска отступали с большими потерями. Но самые страшные бои ждали Михаила Шабунина в Сталинграде. Фашисты любой ценой хотели выиграть в этой битве, ведь город на Волге был ключом к Москве. Для этой цели немцы не жалели своих солдат. По официальной статистике, за время Сталинградской битвы вермахт потерял четверть своих сил на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Михаил ШАБУНИН, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминал: «Мы дрались за каждый дом, за каждую квартиру. Дома переходили с боем то к немцам, то обратно. Везде — горы трупов. Немцы и наши вперемешку».
Михаил Шабунин принимал участие в 1943 году в знаменитой военной операции в Сталинграде — «выкуривал» группировку немцев из подвала Сталинградского универмага. Вместе с немецкими солдатами вышел и генерал-фельдмаршал Паулюс. Родные вспоминают, что после войны в семейной обстановке иногда дед говорил, что ему лично довелось взять в плен самого генерал-фельдмаршала Паулюса!
Заслуги бойца Михаила Шабунина были высокого оценены, и в 1945 году он принимал участие в охране Иосифа Сталина на конференции глав великих держав — СССР, Великобритании, США — в Потсдаме. Кроме того, по приказу Лаврентия БЕРИИ, народного комиссара внутренних дел СССР, фронтовику была объявлена благодарность.
Михаил Шабунин прожил 84 года. Сейчас не только внуки, но и правнуки, которые никогда не видели деда-героя, гордятся им.
Чёрная лента
Теряли на войне молодые парни не только лучшие свои годы, но и красоту. Никого не щадила война, и даже если солдат выживал, война нередко оставляла жестокие отметины.
К сожалению, время не сохранило фамилии бойца из Коченёвского района Новосибирской области села Новомихайловка, все его помнят как Николая. В селе до войны сердца многих девушек трепетали, глядя на красивое, словно писаное лицо парня.
Призвали Николая воевать в первые дни Великой Отечественной. В 1942 году он пришёл с фронта домой из-за ранений. Очевидец тех событий Анатолий Зорин вспоминает: «Почти всё село собралось посмотреть на первого парня на селе — солдата Колю. Он был так же строен и высок, но через лицо наискосок — чёрная лента, которая закрывала пустую глазницу…».
В этот день многие женщины горько плакали, жалея красоту первого парня на селе. Пацаны же, наоборот, с восхищением смотрели на чёрную повязку солдата, который видел кровопролитные бои. О своём ранении он вспоминал неохотно: «Мы вступили в бой под Белой Церковью, когда неподалёку рвались снаряды. Я не боялся. Потому что знал: если упадёт рядом, то и понять не успею, что произошло. Но при взрыве я всегда закрывал глаза, думал, так их уберегу. Но осколок снаряда вошёл так глубоко в глазницу, что спасать уже было нечего».
После госпиталя Николая отправили на медкомиссию, где он просил оставить его на фронте. Но врачи были непреклонными и вынесли свой вердикт — не годен.
В родном селе Николаю было тяжело. Во-первых, неудобно, что он здоровый парень и сидит дома, не воюет. Во-вторых, он знал, что девушки оплакивают его красоту. Как-то он собрался и ушёл из дома, туда, где его никто не знает. Матери прислал письмо, чтобы не волновалась.
Через несколько лет жители родного села увидели Николая в областной газете на первом месте среди стахановцев-железнодорожников. Ту газетку с гордостью передавали друг другу и говорили: «Вот наш Николай-то молодец какой!»
Смотрите также:
- На Безымянной высоте: новосибирцы побывали в местах боевой славы →
- Новосибирск вновь отправил к Безымянной высоте 18 юных горожан →
- История одной любви. Они живы, пока их помнят. →