В Сибири пытаются восстановить систему дополнительного образования, вписав её в школьную программу. Современные подходы сильно отличаются от тех, что были в советские времена. Часть родителей ими недовольны.
Профориентирование
«Слышала, что в школах введут уроки, на которых будут учить не только столярному делу, но ещё и робототехнике и даже предпринимательской деятельности, – говорит жительница города Обь Ирина Токарева. – Такое ощущение, что современная школа совершенно оторвана от жизни. Детей учат тому, что никогда им не пригодится. Не понимаю: зачем, например, мальчикам уметь делать табуретки, если они в магазинах продаются? А какие-то роботы?»
Родители обеспокоены большой нагрузкой, ведь подросткам приходится учиться в общей сложности по 10 часов в день. Что понадобится им потом в жизни?
В Новосибирской области внедряют курс по профессиональному ориентированию школьников. Задача эта сложная. В советское время действовала система учебно-производственных комбинатов. Это были организации, обеспечивающие старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. Но в 90-е их ликвидировали.
Сегодня в России пытаются восстановить всю систему дополнительного образования, но уже в современных условиях. Не так давно появились «кванториумы» – это технопарки для детей от пяти до восемнадцати. Проект, поддержанный Владимиром Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность. Но «кванториумы» – это по сути своей Клубы юных техников, которые существовали раньше.
Профориентация работает в нескольких десятках школ и гимназий. «Дети занимаются робототехникой, программированием, предпринимательством, – рассказал и. о. министра образования Новосибирской области Сергей Федорчук. – И первые в России начали внедрять куборо-конструирование (деревянный развивающий конструктор) в начальной школе. Образовательные учреждения могут выбрать для себя разные направления профспециализации, исходя из интересов детей».
Кстати, педагоги говорят, что у части школьников появился интерес к профессиям, для которых совсем не обязательно получать высшее образование. А вот после девятого класса бывшие школьники нередко идут в колледж. Как считают специалисты, это хороший признак. Ведь заводы, предприятия давно уже испытывают дефицит кадров. Но колледж – вовсе не означает, что ребёнок отсечён от высшего образования. Он учится практике. Человек с инженерным складом ума может менять мир вокруг себя. Эксперты считают, что умение работать руками поможет и управленцу, и инженеру, и менеджеру. И инновации, которые сегодня внедряют в образовании, ценны именно этим.
Проблемы – старые
Но инновации инновациями, а застарелые проблемы из школ, увы, пока никуда не делись. В мегаполисе большинство школ переполнены, дети занимаются в две смены.
«В классах некоторых образовательных учреждений учиться должны 20 детей, а занимаются 30, – признаёт Сергей Федорчук. – Но есть муниципалитеты, где, наоборот, среднестатистическая наполняемость класса небольшая – 9–14 детей. Мы проблему знаем и стараемся её решить. За три последних года школ в регионе построили больше, чем за 10 предыдущих лет».
В этом году в регионе открыты четыре новых школы, две введены после капитального ремонта. Сергей Федорчук сообщил, что к сентябрю 2019 года на территории области откроются ещё шесть – в Новосибирске, Бердске и Кольцово. В стремительно развивающемся микрорайоне «Чистая Слобода» в Новосибирске в канун Нового года откроет двери для школьников новая школа.
Серьёзная проблема с дефицитом учителей, особенно в сельской местности. Не хватает учителей по английскому языку, физике, химии и другим предметам. И тогда специалистов направляют на переподготовку, чтобы могли преподавать не один предмет, а два. К слову, в советское время тоже была такая практика.
«Мы не можем сразу решить все проблемы, накопившиеся за последние 10–15 лет, – говорит Сергей Федорчук. – Но мы будем двигаться в этом направлении».
В Лондоне тоже очередь
Руководитель международного агентства по развитию карьеры и бизнеса, мама семилетней Элизабет Софии Ольга Сильверман:
– Мы живём в Лондоне уже больше 7 лет. В Англии есть общепринятая система образования и внутри неё много нюансов и ответвлений. При внешней жёсткости в границах она многообразна в наполнении.
Дети идут в школу в 4 года. Занятия начинаются в первой половине сентября (в разных школах эта дата может отличаться незначительно). Первая ступень – Primary – длится с 4 до 11 лет. Внутри может быть ещё деление на Infant (4–7 лет) и Junior (7–11). В государственные школы распределение проходит по территориальному признаку. Документы сдают осенью, а в марте узнают номер учебного заведения. Обычно «мамские» группы кипят от слёз радости и разочарования. Можно попросить три школы и получить место или «первого выбора» (самую предпочтительную), или вообще не самую хорошую. Апелляция достаточно длительна, у родителей работа, поэтому чаще всего соглашаются, но становятся в лист ожидания.
Кроме государственных, есть ещё частные школы, церковные (католические и англиканские (ChurchofEngland).
В некоторых из них до сих пор сохраняется раздельное обучение по половому
признаку.
Вторая ступень обучения – с 11 до 16 лет (SecondarySchool). Туда тоже подаётся отдельная заявка, и в очередной раз родители напряжённо ждут дня распределения. Есть ещё отдельная категория – GrammarSchools – для одарённых детей: туда конкурс на поступление доходит до 200 человек на место, а подготовку к вступительным экзаменам могут начинать лет с 8. GrammarSchools тоже могут быть раздельными по половому признаку.
Все государственные и частные школы учат детей с 11 до 16 лет и готовят их к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) – общего свидетельства о среднем образовании. После 16 лет подросток может пойти в колледж или начать работать, а может остаться и учиться ещё два года для сдачи выпускных экзаменов A-Level. Выбор предметов определяет сам ученик. Результаты экзаменов потом отправят в университеты для участия в конкурсе на поступление.
Средний балл всё ниже?
Председатель Новосибирского отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание» Ирина Вишневская:
– И для ребёнка, и для родителя важны не инновации, а в первую очередь качество обучения. Какие методики будут использованы – старые или новые – не так важно. Если интерактивная доска или уроки робототехники, например, будут помогать ребёнку в развитии его жизненно важных навыков – это хорошо. Но ведь как-то наши учителя в советское время обходились и без этих досок. Проблема в том, что при всех инновациях современные дети часто не могут ответить на самые простые, банальные вопросы. Уровень образованности и эрудиции в стране стремительно падает. И к тому же ежегодно снижается средний балл ЕГЭ. Может, это повод задуматься и изменить что-то в образовательном процессе?
Меняем подходы
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников:
– В прошлом году провели опрос среди студентов средних специальных и высших учебных заведений. И только десять процентов студентов, выбирая свою специальность, представляли, по какой профессии будут работать. Остальные выбирали «модную» профессию либо ориентировались на советы друзей и родных. Необходимо менять подходы к системе профориентирования, дополнительного образования, выбора профессий. Школа должна стать местом, где дети учатся выбирать дело своей жизни. Необходимо выстраивать траекторию профессионального роста, развития. Кроме того, важно решать и другие задачи, поставленные президентом страны. Например, по обновлению содержания и совершенствованию методов обучения предметной области «Технология». Важно и развивать кадровый потенциал отрасли образования Новосибирской области.
Смотрите также:
- За знаниями – на коляске: могут ли инвалиды учиться в обычной школе? →
- В инженеры я пойду! В Новосибирске растят технарей →
- Какой должна быть школа и учителя? →