Запрет на второгодников
— Надежда Дмитриевна, учителя жалуются, что из школ исчезли все механизмы воздействия на ученика. Раньше можно было на второй год оставлять, ставить двойки за четверть, а сейчас нельзя. Как быть в такой ситуации учителю?
— Репрессивные механизмы сегодня действительно утеряны. Но в педагогике существует множество других практик. Например, деятельностный подход. Конечно, это требует совсем других затрат от педагогов. Одно дело поставить ребёнку «2» и оставить на второй год, а совсем другое — понимать и принимать ученика полностью, со всеми его проблемами, способностями и иногда фобиями, и уметь направлять его. Например, если ребёнок не может выучить таблицу умножения сейчас, это не значит, что он вообще не способен к обучению. Просто его внимание в этот момент направлено на что-то другое. Помогите ему переключиться на обучение. Вы заметили, что он любит собирать листочки.
Выведите его, помогите ему собрать гербарий из первых трав и цветов, посчитайте, сколько листочков у лесной фиалки, которая сейчас расцветает, и умножьте их на 2, 3, 4 цветка.— А что в это время должны делать другие дети, которые выучили таблицу умножения?
— Им точно так же это может быть интересно. Если они уже знают таблицу умножения, возможно, их заинтересуют в этом лепестке цвета или какие-то другие интересные наблюдения, которые можно сделать на природе, именно на уроке математики.
— Это уже какое-то рисование или природоведение получается!
— Да, задумка именно такая. Сегодняшний учитель — это универсал. Это не только предметник, но ещё и проектировщик, и педагог, и психолог. Сейчас большое внимание в школе уделяется проектированию. Сначала это может быть какая-то банальная деятельность, скажем, субботник по уборке класса. Задача педагога — постепенно вывести детей на более высокий уровень. Например, кого-то может заинтересовать социальное проектирование, почему нет? Всё это не я придумала, это зафиксировано в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
— Но это очень большая нагрузка на учителя. Фактически даже от учителя начальной школы требуется совершенно новый уровень квалификации.
— Нужно очень чётко понимать: та жизнь, когда всё плохо и учителя бедные, — эта жизнь закончилась. Государство поняло свою ошибку, и сейчас старается изменить жизнь бедного педагога. Оно повысило зарплату, оно изменило график работы. Сейчас поставлена задача сделать все уроки в одну смену. Это делается для того, чтобы у учителя появилось время работать с детьми, а не просто выдавать им урок. Поэтому учитель должен быть готов меняться. И заработная плата — лишь повод к этим изменениям.
Как оценить школу?
— Общественный совет планирует составлять региональный рейтинг образовательных учреждений. На основании чего он будет составляться?
— Наша задача — дать комплексную оценку того, насколько школа играет роль социального института, а не просто занимается урокодательством. В федеральном законодательстве разработано 4 группы показателей, по которым будет оцениваться деятельность учебных учреждений.
— На что этот рейтинг будет влиять?
— В первую очередь этот рейтинг будет влиять на качество образования, поскольку будет способствовать конкуренции образовательных учреждений. Другая задача независимой экспертизы, заложенная министром образования, — это сохранение многообразия. При том что у нас теперь единое образовательное пространство, по закону не может быть ни гимназий, ни лицеев. Но такое единство ничего не даёт с точки зрения движения вперёд. В этом едином образовательном пространстве необходимо выделять те элементы, которые сегодня дают что-то лучшее.Этим и будет заниматься Общественный совет.
— И как же возможно сохранение этого многообразия, если по закону оно запрещено?
— Здесь надо отдать должное министерству образования Новосибирской области, которое на фоне отказа от так называемых видов образовательных организаций всё-таки сохранило в школах возможность образовательных программ повышенной сложности. Проще говоря, школы, которые сегодня готовы давать образование на другом уровне (бывшие гимназии и лицеи), претендуют на программу повышенной сложности. И если их ученики продемонстрируют уровень знаний, заявленный в программе, то эта школа имеет право на дополнительное финансирование.
— Получается, родители потом смогут обратиться к этому рейтингу, чтобы выбрать лучшую школу для своего ребёнка?
— Да. Если раньше родители друг другу говорили: «Вот эта вот школа сильная», — и начинали изо всех сил в неё пробиваться, то сейчас будет создан такой рейтинг. Он удобен ещё и тем, что с его помощью можно будет подобрать учебное заведение, подходящее именно вашему ребёнку. Например, раньше была гимназия № 1, которая славилась хорошей дисциплиной. Ученики этой гимназии постоянно побеждали в олимпиадах по физике и математике. И если родители хотели, чтобы их ребёнок развивался в этом направлении, они отдавали своего ребёнка в первую гимназию. Но если ребёнок был немножко другой, если у него были какие-то другие способности, то, конечно, ему нужна школа, которая считает важным и это. Есть школы, где очень странная комбинация признаний — там можно быть спортсменом, и тебя все будут считать героем, можно хорошо говорить на английском языке или показывать успехи в информатике. Возможность побыть «героем дня» — очень важная потребность для детей в этом возрасте. В некоторых школах такую возможность дают в самых разных сферах, в то время как в других более жёсткая специализация. Вот эти две полярные позиции надо иметь в виду, выбирая школу ребёнку. Это и сегодня очень актуально.