О том, что слово исцеляет не хуже лекарств, слышал каждый. Но, увы, наши врачи почти не разговаривают — ни с пациентами, ни с их родственниками. В ответ на обвинения медики отвечают: и хотели бы, да времени не хватает...
Но есть и другие специалисты, они считают, что дело не в недостатке времени, а в сознании врачей. Сегодня в Новосибирске реализуется уникальный проект «Школа интернов», разработанный Институтом человека и его президентом, заслуженным врачом РФ, профессором Натальей ТОЛОКОНСКОЙ.
— Медицина потеряла свою главную сущность, — говорит Наталья Петровна. — Врач и пациент сосредоточены на лечении болезни, а не на достижении здоровья. Именно эта позиция и лежит в основе неудач.
Так и родилась идея создать проект «Школа Интернов» — программу подготовки молодых врачей, только-только окончивших вуз, не растерявших идеализма и юношеского запала сделать все по-своему. Участвовать в проекте предложили всем выпускникам, откликнулись всего 18.
Обучение в школе бесплатное. Используется современная система коучинга, на встречи с будущими врачами приезжают российские и зарубежные знаменитости. Занятия не похожи на обычные лекции. Ребятам задают вопросы: кем вы видите себя в конце мая этого года? Идеальный врач — что это значит? Они обсуждают ответы в группах, рисуют, делают презентации.
«Школа Интернов» — не первый проект Института человека по обучению врачей новому образу мышления. Однако доктора, которые отработали хотя бы пару лет, относятся к таким проектам довольно скептически. Считают, что их трудно реализовать в рамках существующей системы.
— Система настолько жестко держит, что хватает года, двух-трех лет, чтобы человек навсегда забыл, что он талантлив, и потерял даже внутреннее желание все-таки не соглашаться, сопротивляться, понимать, чего же он хочет на самом деле! — говорит Наталья Петровна.
Поэтому она считает, что начинать обучение новому мышлению нужно как можно раньше, пока человек не стал частью системы.
Параллельно с обучением ребята проходят интернатуру в обычных больницах. На вопрос, не разобьются ли хорошие намерения будущих врачей о реальность, Наталья Петровна улыбается:
— Наша задача — чтобы ребята не только осваивали теорию, но и применяли свои знания на практике.
Ребятам есть к чему стремиться, куда расти: на схеме, изображающей путь к успеху, в качестве цели они обозначили дипломы, собственные клиники… Здорового пациента не изобразил никто.
Может быть, интернатура — это слишком поздно, и учить мыслить иначе нужно с первых дней обучения в вузе? Или прошел слишком небольшой срок с начала занятий? Время покажет.