Разрушим до основания. Кто и зачем уничтожает высшую школу в Сибири?

Оставшиеся не удел преподаватели вузов пополняют армию безработных © / АиФ

   
   

Вам профессор не нужен?

Если представить, что после закрытия той самой тысячи вузов безработным остался только один человек на каждую организацию, то уже получается целая армия людей с исковерканной судьбой.

Татьяна ДЕРИНГ, ещё вчера преподаватель в Новосибирском гуманитарном институте, в одночасье оказалась не у дел – вуз закрыли: «Я в растерянности. На моё резюме, которое я разослала по многим адресам, приходят вежливые отказы, при личных встречах с работодателями тот же результат».

Рособрнадзор активно лишает аккредитации вузы. Кому это выгодно?

«Замечания, которые они предъявляют, немножко дикие и не связанные с учебным процессом. Видно, перед ними поставлена какая-то определённая задача, – поделилась своими соображениями во время одной из встреч с журналистами Екатерина ПИЛИПЕНКО, директор центра по работе с регионами Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова. – Например, одно из замечаний звучит так: «Нет душевых кабин, разделённых на мужские и женские, при занятии студентов физкультурой». Разве это относится к заочникам?»

Ректоры вузов жалуются, что порой проблемы создаются из-за ерунды: где-то вывески нет, где-то – стенда или надписи на двери.

   
   

Осадочек остался

Виктор ПАНИН, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, говорит, что при лишении вуза или специальности аккредитации студенты сталкиваются с тремя основными проблемами: финансовые потери (переезды, разница в стоимости обучения в ВУЗах); нарушение прав студентов при получении диплома государственного образца того учебного заведения, в которое они поступали изначально; прерывание учебного процесса.

Татьяна ТРЕТЬЯКОВА, выпускница НГИ, теперь уже дипломированный специалист-психолог, вспоминает, какой шок ей пришлось пережить, когда студентам сообщили, что их альма-матер не прошла аккредитацию и будет закрыта: «В стенах родного института я впервые познала романтику студенческой жизни. Это была круговерть интересных событий. Наши КВНы, концерты, которые мы устраивали по случаю праздников, совместные походы на выставки сдружили нас, сделали командой единомышленников. И вдруг какой-то чиновник решил, что ничего этого больше быть не должно!» Дипломы государственного образца выпускники в конечном итоге защитили в стенах другого университета. Но осадочек, как говорится, остался.

С одной стороны, политика государства в отношении высшей школы логична: у нас слишком много юристов и экономистов. При этом не хватает рабочих. С другой, чиновники от образования не принимают во внимание тот факт, что, разрушая систему высшей школы, мы лишаем общество его элиты – интеллигенции. И что среди людей с высшим образованием намного меньше наркоманов, алкоголиков и уголовников, нежели среди представителей люмпен-пролетариата. Между тем юрист при необходимости может освоить рабочую специальность и встать к станку. А вот рабочий вряд ли сможет работать юристом.

Василий МАТВЕЮК

Эксперт

Не рубите, мужики!

Александр Шеслер, доктор юридических наук, профессор Томского государственного университета:

– Моё мнение: закрытие вузов – неразумное решение. Негосударственные вузы никогда не были конкурентами государственным. Если некоторые из них и уступают по материально-технической базе, фундаментальным научным исследованиям, зато имеют большое преимущество в восприимчивости к инновационным образовательным технологиям. Закрытие образовательных учреждений имеет негативные социальные последствия. Без работы остались не только многие преподаватели, но и технический, обслуживающий персонал.

Стойкое ощущение дежавю возникает, если вспомнить эпопею с детскими садами, которые в 90-е годы отдали под офисы, а в 2000-х вложили миллиарды бюджетных денег, чтобы восстановить разрушенную, как казалось, за ненадобностью систему.

В 2015 г. в РФ закрыли 800 вузов. В 2016 г. Рособрнадзор планирует сократить ещё 2000 высших учебных заведений. Воистину, ломать – не строить.

Смотрите также: