Недавно областные чиновники отчитались, как проходит программа по обеспечению участников ВОВ жильем — в 2011 году жилищный вопрос решен для 823 ветеранов. И пообещали, что в первом полугодии 2012 года жилье будет предоставлено еще 157 ветеранам.
Такие громкие заявления делаются нашими властями регулярно, вот только в отчетах никогда не указывается, сколько человек не подпали под эту программу или вовсе не дождались своей очереди.
Опасно для жизни
— Я прошел фронт, видел этот ад и дал себе слово, что если выживу, буду делать людям добро, — часто вспоминает слова ветерана-минометчика Алексея Илларионовича Дьякова его невестка Людмила. — Он всегда всем доволен. Вот и сейчас живет в своем домишке в проходной комнате с супругой-инвалидом. Она уже много лет не поднимается с постели, не видит и не слышит. Бани у них нет, все удобства на улице. Вы бы видели, как старик трясущимися руками моет жену в корыте… Стены осыпаются, окна просели. В другой комнате обитают их непутевые внуки — в доме собираются толпы собутыльников. А старики все терпят: мол, не на улицу же их выгонять. Сколько раз предлагали переехать из этого притона к нам в квартиру, да где уж там, никого стеснять не хотят.
Родственники решили помочь Алексею Илларионовичу и добиться квартиры, положенной ему по закону. Однако чиновники Калининской администрации на очередь ветерана не поставили. Не стало аргументом даже заключение независимой экспертизы о признании дома аварийным. Оказалось, единственная возможность доказать, что жить в таком доме опасно, — проведение экспертизы межведомственной комиссией. Родственники тут же подали заявление на ее выполнение. Уже больше года ждут.
Деньги выделяются — очередь стоит
Тина Илларионовна Белоусова — вдова ветерана войны. До издания три года назад указа по обеспечению ветеранов жильем женщине выдали земельный участок в Пашино. Инженерных коммуникаций здесь до сих пор нет. Родственники своими силами построили на этом месте баньку. Думали, в скором времени получат единовременную денежную выплату, которая положена Тине Илларионовне, и построят дом. Но уже много лет женщина живет в бане…
— Мы переоборудовали ее под жилое помещение, — рассказывает внук Алексей Коноваленко. — Правда, к зданию не проведены ни свет, ни вода, ни газ. Чтобы появилось электричество, пришлось установить в доме генератор. Удовольствие не из дешевых, но что делать: скоро уж год будет, как мы стоим в очереди на получение выплаты на приобретение жилья. Как сообщили в министерстве строительства и ЖКХ НСО, за это время область трижды получала миллионные транши на обеспечение ветеранов квартирами. Однако мы как стояли в начале прошлого года на десятом месте, так и стоим. Непонятно, куда были потрачены эти деньги?!
Многие не доживают
Каждый год ветеранов становится все меньше, но программа обеспечения их жильем до сих пор не выполнена. А ведь, по словам глав государства, все нуждающиеся ветераны войны должны были получить квартиры еще к 65-летию Победы…
Во время подготовки материала мы хотели съездить в село Крохалевка Коченевского района к ветерану Ивану Семеновичу Рыбакову. Однако не успели - ветеран умер в своем старом доме, износ которого составлял 90% , так и не дождавшись помощи от государства. За год до кончины Ивана Семеновича в сельсовет поступили деньги на улучшение его жилищных условий. Однако радость длилась недолго. Через некоторое время чиновники нашли бумагу, которая свидетельствовала, что во время войны ветерану выделили служебное жилье. Найти документ о том, что это жилье уже давно забрали, пожилой человек не смог, в результате деньги на покупку квартиры не выдали. Поскольку дом разваливался на глазах, ветерана решили не снимать с очереди… Тем не менее фронтовик так и не дождался новой квартиры и вынужден был доживать свой век в старой избушке.
— К сожалению, подобных примеров в нашей области немало, — свидетельствует Вячеслав ЖУРАВЛЕВ, председатель областного Совета ветеранов. — В программе совершенно не учитывается моральный аспект этого вопроса. Основанием для постановки ветерана в очередь является проживание его в квартире, где на каждого человека приходится менее 12 кв. метров. Если эта площадь больше, то у претендентов практически нет шансов на улучшение жилищных условий. А если и есть, то ветеранам приходится проводить много времени в унизительных очередях и многочисленных походах по судам, доказывая свои права. Далеко не все выдерживают такой бюрократический натиск.
Смотрите также:
- Вековые времянки. Аварийные дома могут рухнуть в любой момент →
- Все больше горожан переезжают из своих квартир в развалюхи →
- Ветеранов войны переселяют в жуткие халупы →