Последние романтики Сибири общаются на языке точек и тире

Фото: Елены ИВАНОВОЙ

Новосибирское профессиональное училище № 7 — единственное в России, где готовят метеонаблюдателей-радиооператоров для труднодоступных метеостанций. География распределения выпускников: остров Диксон, архипелаг Франца Иосифа, Новая Земля, самые дальние медвежьи углы сибирской тайги и чукотской тундры, высокогорные метеостанции Алтая и Саян.

   
   

Директор училища Софья ДУДЕНКО постоянно говорит: это работа для романтиков. Для людей, которые по-настоящему любят природу и не боятся трудностей. На сегодняшний день таких в училище 194 человека. Учатся и вчерашние выпускники школ, и люди постарше. Учатся семьями. Семейственность в данном учебном заведении, в отличие от многих других, весьма приветствуется. Каждый год в стенах альма-матер создается 17–20 пар.

— Меня в свое время не хотели принимать в училище. Директор говорил: мол, выскочишь замуж и не станешь работать, — вспоминает Софья Михайловна. — Я, наоборот, с первого курса предлагаю ребятам и девчатам присматриваться друг к другу. Все-таки в нашей профессии лучше работать семьей.

Софье Дуденко пришлось поехать по распределению без мужа. Она до сих пор помнит, как они с подругой безуспешно долбили лед на реке Алдан в Якутии, пытаясь добыть воду.  

На дальней станции

 Труднодоступная метеостанция (ТДС) «Ярольин» Якутского УГМС, на которой работает выпускница училища Лилия ЗИБОРОВА, — это площадка с приборами, дизель-электростанция, снегоход «Буран», дом с печным отоплением, огород, подсобное хозяйство и две собаки. До ближайшего жилья — порядка 400 километров. Связь с миром — через радиостанцию посредством азбуки Морзе. Еще два раза в год, если погода сухая —  грузовиками «Урал», а если распутица, то  вертолетами,  завозят продовольствие и топливо.  Все остальное время на станции трудятся три человека.

   
   

Лилия Зиборова работает в тайге два года. До этого преподавала в училище. А потом вышла замуж за ученика — взрослого уже мужчину, безоглядно преданного таежной романтике, рыбалке, охоте — и распрощалась с шумным городом, о чем пока нисколько не жалеет.

Как уже говорилось, при приеме на работу на труднодоступные станции предпочтение отдается семейным парам. При этом все соискатели вакансий проходят психологические тесты, поскольку психологическая совместимость — чрезвычайно важное качество для людей, которым втроем или вчетвером предстоит в течение года, а то и больше находиться на одном, весьма ограниченном жизненном пространстве.

Алексей КОТЕНЕВ окончил училище в 2005 году. Отслужил в армии, женился. Все эти годы ждал исполнения своей мечты — поехать работать на ТДС «Большой Шантар» в Хабаровском крае. Наконец такая возможность представилась. Летом Алексей уезжает, а через год к нему присоединится супруга, которая сейчас учится на метеоролога.

Согласно контракту, отработать по месту распределения на труднодоступной метеостанции выпускники обязаны два года. Потом можно вернуться на «большую землю» и работать в городе либо продолжить образование в Иркутском или Питерском метеорологическом институте. Хотя многие, рассказывает Софья Дуденко, так прикипают к своим дальним станциям, что остаются там на всю жизнь:

— Недавно я решила объехать несколько дальних метеостанций на Севере, чтобы посмотреть, как устроились недавние выпускники училища. Каково же было мое удивление, когда на одной из ТДС на островах в Белом море я встретила выпускника нашего училища, которому сейчас 60 лет! На метеостанции он работает вместе с супругой-ровесницей. Они прекрасно справляются и уходить на пенсию не собираются.

Точки, тире улетают в эфир…

 Помимо метеорологии, основной предмет в ПУ-7 — азбука Морзе. Кстати, больше в России этот предмет не преподают нигде. Уникальный код, придуманный американским изобретателем Сэмюэлом Морзе почти 175 лет назад, не собирается уходить в историю, несмотря на изобретение сотовых телефонов и спутниковой связи.

 — Для сотовых в тайге нет покрытия, а спутниковой связью часто невозможно пользоваться из-за помех, которые создает, например, северное сияние, — объясняет Лилия Зиборова.

В кабинете радиодела в училище автору этих строк предоставили возможность поработать ключом  — воспроизвести такие простые на первый взгляд «тире» и «точки». Оказалось, что сделать это без подготовки, да еще при отсутствии музыкального слуха практически невозможно.

КСТАТИ

Сегодня в России 301 труднодоступная метеостанция. Многие из них обслуживают выпускники новосибирского училища метеорологов. «Несет меня к снежным просторам характер отчаянный мой», — написала в одном из своих стихотворений студентка Сталина Соловьева. До тех пор, пока на свете будут такие неисправимые романтики, мы будем знать прогноз погоды.

Смотрите также: