Результаты оказались шокирующими: дома возводились из некачественных материалов и с такими нарушениями, что спустя два года после постройки пошли трещинами.
Дом трещит по швам
Федор Ильич Дроздов прошел всю войну. Служил в Мурманске, где в 1941-м встретил мощный удар гитлеровской армии. Сегодня ветерану уже 90 лет. Но вместо того чтобы отдыхать да с правнуками нянчиться, приходится регулярно лазить на крышу — следить, чтобы вновь не прохудилась.
— Конечно, когда въехали в новое жилье, были очень рады. Наша избушка совсем старенькая, но жить в ней было по крайней мере не опасно. А в новом доме уже треснул потолок, стали течь батареи и крыша! — удивляется Федор Ильич.
У его подруги по несчастью, вдовы ветерана 84-летней Марии Петровны Дудкиной, такая же история, но с многочисленными нюансами.
— Зимой в доме было 13 градусов тепла — сломался газовый отопительный котел. Находиться здесь было просто невозможно. Даже трубы перемерзли, пришлось закутывать их тряпками от холода, — рассказывает женщина. — Дом так трещал, что все двери перестали закрываться, в фундаменте образовалась трещина в полпальца шириной, а смесители такого отвратительного качества, что я старалась их лишний раз вообще не трогать. Если бы знала, что мне придется жить в таком доме, никогда бы не согласилась переезжать из своей старой квартиры.
Бракованные дома построил подрядчик — предприниматель Ислам Аушев. После того как прокуратура обнаружила многочисленные нарушения, строитель начал устранять недочеты. Однако ветераны в его «перевоспитание» верят с большим трудом. Из разговора со строителями они сделали вывод, что о причинах многих неполадок те и сами и не догадываются.
— Необходимо проверить, как реализуется программа по обеспечению жильем ветеранов, — комментирует ситуацию депутат Заксобрания НСО Андрей ЖИРНОВ. — И не только в Каргатском, но и в других районах области, так как постоянно поступают сигналы о нарушении законодательства и злоупотреблении со стороны местных чиновников, которых зачастую заботит не право ветеранов на улучшение жилищных условий, а собственный корыстный интерес. И одна из главных проблем — выбор подрядчика, который осуществляется без каких-либо конкурсов.
Непростая история
В Маслянинском районе произошла не менее громкая история, но, помимо некачественного жилья, ветераны здесь столкнулись чуть ли не с грабежом.
— По закону участник войны имеет право получить квартиру либо деньги, на которые он может приобрести жилье самостоятельно. Причем без привязки к городу или региону. Однако в случае с ветеранами Маслянинского района действовал другой принцип: берите, деды, что есть. Ибо завтра вообще ничего не будет. На выделенные деньги им быстренько возвели дом из кирпичей, сделанных на фабрике главы Маслянинского района Вячеслава Ярманова. Причем если посмотреть, какие клетушки там были построены, можно сказать, что на них была потрачена лишь половина тех средств, на которые могли рассчитывать ветераны, — говорит Ростислав АНТОНОВ, руководитель правозащитного фонда «РОД-Новосибирск».
Жертвой этой схемы стал ветеран войны Иван Владимирович Уваров. Ему пришлось пройти практически еще одну войну, доказывая свои права, и в довершение всего получить крохотную квартирку, которой требовался чуть ли не капитальный ремонт. После этого старик слег и больше не вставал. Иван Владимирович и его супруга Татьяна Прохоровна умерли в один день на одной кровати, которая занимала почти всю площадь их «скворечника».
Смотрите также:
- Нечеловеческие условия: когда жители разрушающегося барака получат жильё? →
- Из ветхого жилья – в аварийное. Жители Оби против такого переселения →
- Потолок на голову: как живут люди в бараках? →