На военные рельсы
В Новосибирск с июля по ноябрь 1941 года прибыло 50 крупных предприятий, четыре НИИ, проектные институты наркоматов оборонной промышленности, а также предприятия станко-индустриальной, черной и цветной металлургии, химической, фармацевтической и других отраслей промышленности. Оборудование устанавливалось в предельно короткие сроки, и заводы начали выпускать продукцию уже через 1,5-2 месяца. И хотя на некоторых из них еще продолжалось возведение стен и крыш, станки уже работали. В это же время строились новые предприятия.
На Новосибирском комбинате «Сибметаллстрой» № 179 (ныне «Сибсельмаш») было размещено оборудование нескольких эвакуированных заводов из Москвы, Ростова-на-Дону, Таганрога, Тулы и других городов. К концу 1941 года комбинат объединял семь крупных заводов, которые выпускали 10 видов боеприпасов: снаряды, мины, авиабомбы.
В начале 1942 года завод им. Чкалова начал выпускать самолеты — истребители ЯК-7, вначале по три машины в сутки, а к концу года — по двадцать машин. Но случилось ЧП: во время эвакуации потерялся последний вагон с карбидом, отправленный с Северного Кавказа. Больше взять карбид негде, выпуск ЯКов под угрозой, запаса материала хватит на месяц. «Мы должны научиться его делать у себя на заводе,» — распорядился главный инженер А. Н. Тер-Маркарян. И заводчане справились — создали новый карбидный цех за месяц.
В первой половине 1942 года первую продукцию дали еще недостроенный оловозавод и «Тяжстанкогидропресс». За четыре месяца был создан новый пороховой завод. В годы войны начали выпускать продукцию завод строительных машин, паровозоремонтный, химический, химико-фармацевтический, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и другие.
К середине 1942 г. завершился перевод экономики на «военные рельсы». На нужды войны расходовалось 55% всего национального дохода. Доля промышленной продукции, идущей на военные нужды, увеличилась с 24% в 1940 г. до 68% в 1942 г.
Заводы-дублеры спасли страну
В 30-е годы прошлого века в Сибири решалась стратегическая задача — создание промышленного комплекса предприятий-дублеров глубокого стратегического тыла. Новосибирск стал флагманом этого строительства, пик которого пришелся на 1937–1942 годы.
В Советском Союзе 30-е годы прошли под лозунгами подготовки к грядущей войне. А поскольку империалистический враг располагался на Западе, то стратегический тыл должен был быть в глубине территории. Поэтому предвоенные годы были прорывными в области промышленного строительства и индустриализации. Созданный в эти годы промышленный потенциал Новосибирска, обеспеченный системой подготовки инженеров и квалифицированных промышленных рабочих, стал главным фактором в социально-экономическом развитии города. Новосибирск, появившийся меньше полувека назад из рабочего поселка, успешно догонял и перегонял другие сибирские города с вековой историей.
К 1937 году развернулись «Сибкомбайн» («Сибсельсмаш»), завод им. Чкалова, «Станкосиб», основанные на рубеже десятилетия. На рубеже 40-х началось строительство Новосибирского оловянного комбината, заводов им. Коминтерна, «Электроагрегат», «Тяжстанкогидропресс».
При этом проблем, конечно, хватало. Так, на «Сибкомбайне» в 1940 году кадров было настолько мало, что руководство предприятия проводило совещания совместно с активом жен рабочих и служащих, чтобы привлечь родственников на производство.
Десятки более мелких предприятий составляли многопрофильную промышленную инфраструктуру Новосибирска, которая предопределила размещение в городе эвакуированных предприятий.
«На завод приехал Покрышкин!»
В войну главной рабочей силой стали женщины и подростки.
«Выдавали карточки. Люди недоедали и недосыпали. В цех приводили 10–12 летних мальчишек, сердце заходилось, глядя на них, — вспоминала Лидия Матвеевна Литвинцева (работница завода «Сибсельмаш»). — С 14 лет приходилось трудиться по 14 часов и больше, наравне со взрослыми. Они работают и плачут, и ты иной раз с ними наплачешься — до того жалко! А что поделаешь…».
Подростки спали в цехах, одежда была плохой, детям выдавали резиновые чуни — они примерзали к ногам. От голода ели крапиву, жмых, лебеду. Хлеб выдавали по карточкам — 700 граммов в день. Но были и светлые моменты.
«Самое памятное, — вспоминала Анна Лутковская( с завода им. Чкалова), — приезд на завод Александра Ивановича Покрышкина. Он ходил по цехам, за руку здоровался с каждым и говорил: «Дети вы мои, дети! Все равно победа будет за нами. И будет это совсем скоро».
Всего за период войны завод им. Чкалова произвел 15 500 истребителей ЯК-7, ЯК-9. Труженики села Новосибирской области сдали государству за годы войны 97 млн пудов хлеба.
«Отправим все лыжи на фронт!»
В 1937 году областная газета «Советская Сибирь» пишет о борьбе с кулаками, раскрытии шпионских «троцкистско-бухаринских» заговоров, происках «врагов советской власти, саботажников и провокаторов».
Выдержка из передовицы выпуска от 30 сентября 1937 года — на следующий день после создания Новосибирской области: «Большевики Новосибирской области и Алтайского края, мобилизуя широчайшие массы рабочих, колхозников и всех трудящихся, возглавив небывалый творческий подъем масс, до конца искоренят все до единого вражеские гнезда и корешки, ликвидируют последствия чудовищного вредительства и диверсий подлых троцкистко-националистических бандитов и успешно решат новые задачи советского строительства».
В областном архиве бережно хранят выпуск «Советской Сибири» от 1 января 1941 года. Тогда еще никто не знал, что меньше, чем через полгода начнется война. Однако тревожный дух уже витает в обществе. Никто не верит, но все чувствуют, что что-то произойдет: «Для большой части человечества новый год родился под оглушительные взрывы фугасных бомб и грохот рушащихся зданий. Багровое зарево военных пожарищ высоко стоит в небе над Западной Европой, Балканами, Ближним Востоком. Вторая империалистическая война все явственнее обнаруживает тенденции к перерастанию во всемирную бойню».
Тематика публикаций меняется с началом Великой Отечественной войны. Героями очерков становятся не «враги народа» и «доблестные» чекисты, а селяне, сутками работающие в поле, заводчане, обслуживающие по три станка одновременно. Журналисты рассказывают своим читателям о чудесах трудового героизма.
«Конюх Андрианов пас лошадей всю ночь, но утром перед началом сенокоса отказался от отдыха и снова пошел работать — косить сено. Ночной сторож Игнатий Денисов, только что сменившийся с дежурства, тоже просит дать ему работу» (заметка «Сегодня в поле», газета «Советская Сибирь», июнь 1941 года).
«Паровоз, который должен вести поезд, оказался неисправным — сломался задний колосник. На его замену нужно было потратить больше 10 часов. Котельщики Барабинского депо тт. Гужва и Сартаков исправили повреждение за полчаса. Забросав пламя мокрым углем, они положили доски и в мокрых брезентовых костюмах влезли в топку. Нестерпимый жар палил все тело, лицо, казалось, вот-вот вспыхнет пламенем, но люди не бросали работу, и поезд отправился со станции вовремя». («Героические дела барабинских котельщиков», газета «Советская Сибирь», август 1941 года).
В новосибирских школах рождается почин по сбору вещей для красноармейцев. «Пионеры школы № 10 уже несколько дней заняты одним делом. Они готовят посылки с подарками для бойцов действующей армии. Каждый хочет послать такую вещь, которая понравится бойцу. Галя Гришина, Ида Левина, Рада Шляпникова и другие девочки решили послать вышитые ими платки. Подарком от Илюши Франкфурта и Юрия Турищева будет бритвенный прибор. Другие пионеры посылают зубные щетки, пасту, полотенца, носки, мыло, одеколон, папиросы», — пишет «Советская Сибирь» накануне нового, 1942 года.
В декабре 1942-го на газетных страницах разворачивается целая эпопея по обеспечению воинов сибирской дивизии лыжами: « Среди новосибирцев разворачивается новое патриотическое движение. Вчера в редакцию явились тт. Смирнова и Скуратова. Они принесли принадлежащие им лыжи со всем снаряжением и просили передать их для бойцов Красной армии. Надо организовать сбор лыж по квартирам. Отправим все лыжи на фронт!». Опубликованная 12 декабря заметка вызвала живейший отклик среди жителей нашего города. «Первыми откликнулись учащиеся 9-ой и 60-й школ Ипподромского района. Они сдали 105 пар вполне исправных лыж». В это же время в газете появляются материалы «Как самому сделать лыжи?», а затем объявляется конкурс «Чьи лыжи лучше?»