Новосибирск, 26 марта, АиФ – Новосибирск – Второе десятилетие выпускники школ, как завороженные, поступают на юрфаки и экономфаки, Между тем рынок труда задыхается от нехватки строителей, инженеров, сварщиков, бетонщиков.
Агитация рублем
«Как и многие предприятия, мы столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров, — рассуждает Анфиса СИНЯЕВА, специалист по персоналу завода имени Чкалова. — Думаю, желание работать в промышленности нужно формировать еще в школе. Наши специалисты проводят профориентационную работу, в летние каникулы мы приглашаем учащихся поработать в цехах основного производства. Подростки не только чувствуют себя причастными к созданию авиационной техники, но и получают зарплату — от 6 тысяч рублей. Работаем и со студентами профильных ссузов и вузов».
Подобный путь привлечения молодых специалистов избрали и на заводе имени Кузьмина. Как говорит Елена ИЧАЛОВСКАЯ, начальник отдела кадров предприятия, школьники часто бывают здесь на экскурсиях, изучают современное высокотехнологичное оборудование, а студенты проходят производственную и учебную практику, во время которой получают полный соцпакет и обеспечиваются спецодеждой.
Еще один аргумент кадровиков и служб занятости при убеждении молодежи встать «к станку» — хорошие зарплаты. Инженерам и технологам даже в начале карьеры предлагают около 30 тысяч рублей, тогда как многих выпускников гуманитарных вузов ждет работа, скорее всего, не по профессии. Найти место в офисе, не имея соответствующего опыта и специальности, сегодня сложно. Понятно, что нужно будет заново учиться. К тому же заработок невысокий — в пределах 20 тысяч рублей. Только знают ли об этом школьники?
«Важно изменить сознание учащихся и их родителей по отношению к рабочим специальностям и профессиям промышленного сектора, — считает Галина КИРИЧЕНКО, директор школы № 153. — Нам это удается. В прошлом году из 23 выпускников нашей школы 17 человек поступили в технические вузы, причем двое — по программе сетевого взаимодействия с заводом имени Чкалова».
Промышленные предприятия, техникумы и средние школы в последнее время пробуют вернуть советские традиции взаимодействия, чтобы с помощью живого примера воздействовать на профориентиры подростков. По словам Людмилы ЛУЗЯНИНОЙ, завуча школы № 92, пока что абсолютное большинство выпускников — от 80 до 100% — мотивированы на получение в вузах гуманитарных профессий. Между тем средние специальные учреждения образования пытаются обучать в своих стенах не только студентов, но и школьников, чтобы полученное вместе с аттестатом зрелости свидетельство о профессиональном образовании дало молодежи шанс прийти на заводы.
«Мы уже пять лет сотрудничаем со средними школами № 67 и № 92, — рассказывает Елена РОМАНОВА, замдиректора по учебно-методической работе Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А. Покрышкина. — На базовом предприятии нашей политехнической школы завода имени Кузьмина старшеклассники изучают профессии слесаря, токаря, оператора ЭВМ».
Что делать?
«Мы наблюдаем проблему снижения ценности труда, — говорит Андрей ГОЛОВНИН, замминистра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. — Молодежь уходит в гуманитарную сферу, сферу обслуживания и остается без профессиональной перспективы, а развитие производства тормозится из-за отсутствия квалифицированных кадров. Именно поэтому в прошлом году была запущена целевая программа «Развитие политехнической и агротехнической школ в Новосибирской области на 2012–2014 годы». Документ подразумевает развитие связки «школа — ссуз — предприятие». Одна из задач — компенсировать замену уроков труда в школьной программе, после которой подростки перестали работать в мастерских, занятиями по технологии».
Пока схема взаимодействия ориентирована на учеников 10–11-х классов. Учителя говорят, что с учениками необходимо работать с 7-го класса. Но для этого нет площадок.
Смотрите также:
- Скроить свое счастье можно, обучившись на швею →
- Рабочим профессиям обучают c 3D-технологиями →
- Причины получить рабочую профессию →