Не секрет, что нынешняя молодежь не торопится осваивать рабочие профессии — большинство выпускников школ стараются получить высшее образование. Однако будем реалистами: далеко не всем удается стать успешными юристами и банкирами, часто приходится трудиться на мелких должностях с небольшими зарплатами.
Между тем сегодня в Новосибирской области порядка 70% имеющихся вакансий — предложения о трудоустройстве по рабочим профессиям. Причем людям предлагают достойный доход и социальную защищенность. Редакция газеты «Аргументы и Факты на Оби» совместно с правительством Новосибирской области начинает серию публикаций в рубрике «Нужные люди», в которых мы будем затрагивать вопросы особенностей системы профессионального образования и профориентации.
В этом номере мы решили развенчать миф, что рабочая профессия сегодня не в почете, и составить список причин, по которым стоит получить образование именно в этой области. В их определении нам помог заместитель министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования Андрей ГОЛОВНИН.
Из рабочего в начальники
— Рынок труда очень чутко реагирует на все происходящие в экономике и в обществе изменения. С ростом и расширением производства, модернизацией предприятий региона повысился спрос на рабочих-специалистов. Сегодня выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования фактически не испытывают проблем с поиском работы.
Как правило, еще во время учебы студенты проходят практику на тех предприятиях, где собираются трудиться в дальнейшем. Такое взаимодействие между работодателями и учебными заведениями очень эффективно: предприятиям нужны квалифицированные рабочие кадры, которые приобрели профессиональные навыки на рабочем месте — в цехах, трудясь на современном оборудовании.
Кроме того, не стоит забывать и о перспективах карьерного роста. У молодых специалистов, которые уже имеют практический опыт работы и понимают весь технологический процесс, таких перспектив, несомненно, больше, чем у работников, которым требуется пройти повышение квалификации или переобучение для работы на современном оборудовании. Инженеры и мастера цехов взращиваются именно на производстве: ведь начальник цеха должен пройти все этапы, чтобы знать, как объяснить рабочему суть задания.
По последнему слову техники
— Одним из главных недостатков, понижающих репутацию рабочей профессии, многие назовут старое изношенное оборудование, на котором идет процесс обучения в системе профессионального образования: студенты учатся на оборудовании прошлого века, а на заводе им приходится осваивать современную аппаратуру.
Сегодня ситуация уже другая. В рамках модернизации системы профессионального образования происходит технологическое обновление учреждений. В них монтируется дорогостоящее учебно-производственное оборудование, требующее от обучающихся умения разбираться в чертежах, знания графики, элементов программирования и прочее. В решении вопросов технического оснащения активное участие принимают и потенциальные работодатели.
Так, студенты Техникума металлургии и машиностроения им. А. И. Покрышкина получили от Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина современное электросварочное оборудование. Таким образом, работодатель сделал вклад в подготовку квалифицированных специалистов для своего производства — в техникуме ребят научат работать на этом оборудовании, и на завод они придут уже профессионалами.
Качественное образование
— Сегодня качество профессионального образования повышается. В нашем регионе принята и реализуется комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011–2015 годы. Ее цель — создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовка высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.
В результате реализации программы будут внесены коррективы в работу профессиональной школы. Эти изменения коснутся как городской образовательной среды, так и учреждений в районах области. Один из примеров такого преобразования — Бердский политехникум. Он образован в результате реорганизации трех профессиональных училищ и предусматривает ступенчатую систему обучения: начального, среднего профессионального образования и повышения квалификации.
Особо стоит подчеркнуть, что обучение в политехникуме выстроено с акцентом на актуальные для экономики Бердска профессии и специальности. А это значит, что его выпускники будут востребованы в своем городе.
Достойный заработок
— Сложился такой стереотип, что юристами и экономистами быть выгоднее. Дескать, работа не пыльная и зарплата достойная. На самом деле самые высокие зарплаты сегодня в производственном секторе. Специалисты обрабатывающих производств, машиностроения, дорожного строительства и прочие всегда востребованы и получают за свой труд достойное вознаграждение.
Но уровень оплаты труда зависит не столько от направления профобразования, сколько от уровня подготовки и трудового вклада работника. Если у рабочего, как говорится, золотые руки, то и получать он будет соответственно. Кроме этого, наличие рабочей специальности — это фактическая гарантия востребованности на рынке труда: в отличие от юристов и экономистов, которыми рынок труда уже пресыщен, рабочие руки всегда нужны.
Социальная защищенность
— На крупных предприятиях не только создаются оптимальные технологические условия для работы, но и предоставляются социальные гарантии специалистам.
Например, на том же Новосибирском металлургическом заводе им. Кузьмина для привлечения молодых сотрудников создают все условия: строят новое общежитие, принимают меры по обеспечению работников завода местами в дошкольных учреждениях.
Комфортные условия
— Кроме повышения качества образовательного процесса, улучшаются и условия его получения — бытовая среда. Это особенно важно, учитывая, что среди студентов учреждений начального и среднего профобразования много иногородних ребят.
Наша задача — создать им комфортные условия для жизни и учебы. Поэтому в планах переоборудование общежитий, ремонт учебных учреждений.