На окраине Академгородка уютно расположился дацан – буддийский храм, где каждое утро проводит службы Бато-лама Базаров, глава общины новосибирских буддистов «Ринчин». Пустым дацан практически не бывает – сюда приезжают буддисты со всего города. По выходным и праздникам – аншлаг, утверждает Бато.
Но сегодня будний день, и утреннюю службу он совершает в одиночестве. Нараспев читает молитвы на тибетском языке, периодически бьёт в бубен, вынимает из золотой чернильницы павлинье перо – и так час подряд. Закончив, идёт отдохнуть в свой кабинет, где обычно беседует с посетителями в окружении книг и артефактов прямиком из Непала.
Бато-лама рассказал «АиФ-Новосибирск» о своей жизни и некоторых тонкостях буддизма, а также поделился, как достичь просветления.
– Расскажите про ваш утренний ритуал. В чем его суть, для чего он проводится?
– Служба называется Сахюусан. Это богослужение, обращенное к защитникам и хранителям веры и учения. Называют их докшитами, всего их десять. В нашем случае мы каждый день читаем молебны Хаягриве – он покровитель коневодства, и Джамсарану, который покровитель воинов.
Эти докшиты находятся в сансаре, они не покинули ее и дали обет, что будут оберегать всех, кто пойдет по пути учений Будды. На них мы обращаем наши службы, чтоб не забывали свои обеты, чтоб помогали всем живым существам в Новосибирской области и в городе Новосибирске – в местности, к которой они привязаны.
– В буддизме есть несколько направлений. Какого вы придерживаетесь?
– Мы относимся к Махаяне, к школе Гелугпа. Буддизм из Индии пришел в Тибет, из Тибета через Монголию в Бурятию, откуда я родом. Все традиции оттуда у нас, такая у нас линия преемственности. Мои учителя обучались в Монголии и один в китайском Тибете. Когда там просоветская власть была, когда гонения начались на религии, линия преемственности чуть не прервалась. Но те, кто выжили и вернулись из ссылок, не дали этому случиться.
– Когда вы решили стать буддистом?
– В 1992 году я 11 класс закончил. Сначала по примеру старшего брата хотел стать милиционером, но не поступил. Потом в Чите учился на трудовика. Полгода отучился, ушел оттуда и у себя в деревне за скотиной смотрел. И все думал: «Не по той дорожке иду».
Потом увидел в газете, что земляк Бабу-лама открыл филиал Института тибетской медицины и астрологии. Я сначала хотел изучать тибетскую медицину, но в тот год туда набора не было. Сказали, побудь год в дацане, читать научишься, несколько книг выучишь и потом поступишь. Так и сделал. Два раза на собеседование приходил, и на второй раз меня взяли.
– Как у вас проходила учеба?
– Сначала в Агинском дацане меня учили читать и писать на тибетском языке, через год я поступил на философский факультет. Основным предметом была буддистская философия. Учитель давал какой-то объём текста, его надо было назубок выучить, а на следующий день прийти и рассказать. Потом тебе даётся еще один объём текста, его ты тоже учишь, и так до конца года. Когда уже итоговый экзамен сдаешь, ты должен рассказать всё то, что тебе дали, начиная с первого сентября – полностью и без запинок. Если начинал запинаться – всё, пересдача.
Самой первой книгой, которую мне дали, чтобы я выучил ее, была книга «Жамто», переводится как «вера». Она на другом языке, и ты, по сути, сначала просто выучиваешь звуки. И только тогда, когда ты выучил её наизусть, тебе рассказывают, что там написано. Ты как корова, которая кушает траву, а вечером лежит и переваривает её – только на следующий день она дает организму какую-то пищу.
Учитель, к которому меня определили, занимался тибетской астрологией. Он был учитель по призванию, все легко и доступно объяснял. Глядя на него, я тоже этим загорелся. Но только через пять лет учебы он согласился дать свою тетрадку для того, чтобы я её переписал.
– А в целом, нужно ли учиться буддизму?
Фундамент какой-то должен быть. А то бывает, что без азов начинают верхушки хватать – это все равно что первокласснику, который читать кое-как научился, дать университетскую книгу. Ничего понять не могут, и начинаются блуждания.
– Как вы оказались в Новосибирске?
Местные давно решили построить дацан. К нашему верховному Хамбо-ламе приходили письма с просьбами, чтобы сюда направили какого-нибудь буддистского священника. И «каким-нибудь священником» стал я. В один день учитель сказал: «Хочешь поехать в Новосибирск?». Я подумал: «Почему нет?», и приехал. С 2006 года здесь живу. А на эту землю мы выбрались в 2012 году, долго занимались бумагами, пока не заключили договор землепользования. Дацан строился на народные деньги, на пожертвования, это полностью народная стройка.
– Сколько всего буддистов у нас в городе?
- Если всех выходцев из Бурятии, Калмыкии, Тывы, Монголии собрать – около 10000 человек. Иной день у нас в дацане никого не бывает, иногда полный зал – в основном в выходные дни и по буддийским праздникам.
– Я слышал, к буддистам часто приходят в поисках себя. С какими вопросами обычно к вам обращаются?
- Всех под одну гребенку не скосишь, у всех свои проблемы. Какого-то универсального, одного и того же вопроса не бывает. Обычно это жизненные трудности. Иногда разочаровываются в чем-то, в своей религии, в своих традициях, и начинают блуждать, начинают запутываться.
– Как можно «выпутаться» и обрести просветление?
- Нужны правильные усилия, желания, сосредоточения. Некоторые буддисты пишут, что ты ничего не должен желать. Это не совсем так. Просто твои желания должны быть правильными, праведными. Не нужно желать кому-то плохого – нужно, наоборот, желать милосердия, сострадания, не допускать дурные мысли, которые тебя ещё больше ввергают в пучину страданий и страстей.
– А какую роль в этом играет медитация?
- Медитация помогает эту обезьяну поймать. Благодаря ей можно упорядочить свои мысли и понять, как прийти к правильным желаниям. Есть различающая медитация, то есть анализ себя, и созерцательная медитация, которая направлена вовне. Нужно практиковать обе.
– Есть ли в буддизме священная книга, как Библия или Коран?
- Одной такой книги нет. У Будды Гаутамы был ученик Шарипутра, который отличался феноменальной памятью. Шарипутра все время находился рядом с учителем и все его наставления запоминал. И потом, когда Будда ушел в нирвану, собрались ученики и попросили Шарипутру рассказать по памяти все, что говорил учитель. Когда Шарипутра рассказывал, они записывали слова Будды на пальмовых листьях. Этих пальмовых листьев собралось три большие корзины. Их переписали на бумагу и получилось 108 томов, которые называются Ганджур. Этот Ганджур – слова Будды, рассказанные Шарипутрой и записанные его учениками, и есть основное писание. К нему есть комментарии, Танджур, их 220 томов.
– И всё это буддист должен прочитать?
- По-хорошему, да. Но одной жизни может иногда не хватить. Только если стать монахом и принять обеты, чтобы ничто тебя не отвлекало.
– А вы сами соблюдаете какие-то обеты?
- В нашей традиции есть мирские и монашеские обеты. У меня мирской обет, генин, он состоит из пяти пунктов: не убивать, не воровать, не вводить в заблуждение, не прелюбодействовать и дурманящие вещества не принимать. А есть полный монашеский обет, гелонг: там 227 запретов нужно соблюдать.
– Что значит титул лама? Как его получают?
- Лама – это эквивалент слова «учитель». Звание «лама» дают, когда ты уже получил диплом – до того момента ты остаешься хуврагом. Хувраг – это послушник, ученик. Но даже если ты лама, у тебя остаются учителя, и ты для них хувраг: также как для своей мамы дети – это дети, какими бы стариками они не были.
– У вас есть хувраги?
- Нет пока, но всему свое время. Может, кто-то набьется в ученики.
– Можно ли перейти, к примеру, из христианства в буддизм? Принимают ли буддисты таких людей?
Как-то к Далай-ламе обращался один католик. Он разочаровался в христианстве, пришел к ламе и сказал, что хочет стать буддистом, на что Далай-лама ответил: «Оставайся хорошим христианином и тогда ты будешь буддистом». Вера в Христа и Бога-творца это тоже, на самом деле, очень хорошие идеи, потому что, если следовать из логики, что нашими прародителями были Адам и Ева, то мы все, получается, братья и сестры. А собственного брата нельзя убивать, обворовывать или обманывать.