Так жить нельзя. Почему льготникам дают непригодные квартиры?

Сирота отказалась от непригодной для проживания квартиры и подала в суд на районную администрацию. © / Елена Иванова / Из личного архива

Сирота из Чановского района Мария Левченко (фамилия изменена) уже несколько лет воюет с чиновниками в судах и высоких кабинетах. В 2017 году администрация района приобрела для неё на аукционе квартиру, как и положено по закону. Однако радость после новоселья была недолгой. Когда Мария вместе с мужем решила сделать в квартире ремонт, оказалось, что межкомнатные перегородки превратились в труху, а пол насквозь гнилой, так как в подвале с мая по ноябрь стоит вода. Сирота отказалась от непригодной для проживания квартиры и подала в суд на районную администрацию.

   
   

Дом с видом на небо

Эта детективная история ещё далека от завершения. Потому что дело приняло неожиданный поворот. Квартиру на аукционе чановская администрация приобрела у физического лица, которое, по странному совпадению, работало в районном отделении Росреестра. Так вот, это лицо представило документы, что жильё построено в 1981 году, а в ходе проверок выяснилось, что дом – 1969 года постройки и что собственник при продаже скрыл серьёзные конструктивные недостатки недвижимости.

Как рассказал заместитель прокурора Новосибирской области Владислав Мандрыко, сейчас в отношении этого человека возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». От продавца требуют возврата в бюджет 1,5 млн рублей – за такую сумму была куплена квартира. А Мария Левченко снова стоит в очереди на получение жилья. Возникает вопрос, куда смотрели сотрудники администрации, когда тратили бюджетные средства на, как бы это помягче сказать, «мутную» недвижимость?

В работе уполномоченного по правам детей в Новосибирской области Любови Зябревой – десятки обращений детей-сирот, получивших от государства непригодное для жизни жильё или не получивших его вообще. «Права сирот нарушаются трижды: во-первых, их не ставят на очередь по достижении 14 лет, как положено по закону. Во-вторых, не выделяют жильё, когда подходит очередь. И даже когда есть решение суда, квартир всё равно нет», – перечисляет омбудсмен и приводит пример. В одном из районов области сироту 14 лет отказались ставить в очередь, а его старшей сестре дали дом, в котором через потолок было видно небо.

В Колывани в 2016 году для выпускников детских домов построили сразу несколько многоквартирных домов. Но жить в них оказалось невозможно. После вмешательства в ситуацию правозащитников потребовалось два года, чтобы обустроить придомовую территорию и провести в домах капитальный ремонт.

В туалет – на улицу

Без жилья остаются не только сироты, но и бывшие заключённые, утратившие социальные связи, а также многодетные семьи.

В Новосибирске многодетная семья с ребёнком-инвалидом получила квартиру с обрезанными коммуникациями. Справлять естественные надобности ходили в платный общественный туалет, ота-пливались электрическими обогревателями. «Родители обратились в прокуратуру, которая вынесла представление о приведении квартиры в надлежащее состояние, – рассказал продолжение истории зампрокурора Новосибирской области Сергей Медведев. – Сейчас в квартире идёт капитальный ремонт, а семья живёт в маневренном фонде».    
   

А вот для Рената Махмудова родным домом стала тюрьма. Первый срок отсидел ещё по малолетке. Когда мужчина вышел, обнаружил, что дом, оставшийся от умершей матери, совсем завалился. Денег на ремонт нет. «А в тюрьме сейчас ужин», – вероятно, думал Ренат, вырывая сумочку из рук женщины на площади Маркса. Сейчас он опять – заключённый.

Работают только «для галочки»?

Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева прокомментировала ситуацию: «Из года в год на первом месте – обращения граждан по поводу нарушения жилищных прав. Эта тенденция характерна не только для нашего региона, но и для всего СФО и для России в целом. У нас очень много ветхого и аварийного жилья, жить в котором не просто некомфортно, но даже опасно».

Эта проблема для льготников особенно остро стоит в сельских районах – там практически нет муниципального жилья и нет средств на строительство новых домов. Поэтому сиротам и многодетным дают то, что есть. Но ведь представители власти должны смотреть, можно ли жить в этих домах и квартирах, прежде чем поставить галочки в свои отчёты.

Смотрите также: