Тайны подземки: будет ли развиваться новосибирское метро?

В главной диспетчерской наблюдают за безопасностью при помощи 694 камер. © / Елена Иванова / "АиФ-Новосибирск"

Новосибирское метро – единственное в России за Уралом. Его строительство началось в 1979 году, а завершилось в 1985. По величине пассажиропотока новосибирская подземка – на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.Но станций на двух линиях новосибирского метро в разы меньше, чем в столицах. Например, в Москве 12 линий метро и около 196 станций. Причёмстроительство столичной подземки практически не останавливается. По самым смелым проектам – к 2020 году в московском метро уже будет 267 станций. В Новосибирском же метрополитене, несмотря на большую протяжённость города, всего 13 станций, причём большинство из них расположено в центре города.

   
   

Перспективный план развития новосибирской подземки существует. Но будет ли он реализован в ближайшие годы? На этот вопрос дать ответ затрудняются даже власти. По словам Анатолия Локтя, мэра Новосибирска, развивать метро в городе возможно только при федеральной поддержке. Через три года Новосибирску исполнится 125 лет. И хорошим подарком к юбилею было бы завершение строительства Дзержинской линии– возведение двух станций. Оно, по подсчётам, обойдётся в 12,5 млрд рублей. Выделят ли такие средства Новосибирску?

 

Неусыпное око

Сейчас метрополитен продолжает развиваться на средства, которые зарабатывает самостоятельно на перевозке пассажиров и размещении рекламы.

Например, усовершенствована система управления, которую сделали полностью компьютеризированной. Большой диспетчерский центр метро напоминает знаменитыецентры управления полётами. Специалисты в разных отделах на больших экранах следят за работой подземки и обеспечивают безопасность тысяч пассажиров.

В главной диспетчерской,или едином ситуационном центре,наблюдают за безопасностью при помощи 694 камер, то есть пассажиры под постоянным неусыпным компьютерным оком. Этопомогает заметить нарушения и вовремя сообщить о них в правоохранительные органы. Кроме того, архивные записи видеокамер помогают при выяснении обстоятельств происшествия.

   
   

В ситуационном центре новосибирского метро перед большими экранами работают дежурный и оператор, которые внимательно следят за обстановкой на всех станциях. В случае чрезвычайной ситуации онисвязываются с экстренными службами города. Сюда приходят данные по досмотру пассажиров. Бывает,что сотрудники службы безопасности подземки за один день изымают на станциях более 30 штук холодного оружия. Роман Дронов, заместитель начальника метрополитена, рассказал: «После появления системы досмотра пассажиры стали режепроносить с собой холодное и огнестрельное оружие.Однажды мы обнаружили рядом со входом учебную гранату– человек побоялся её с собой проносить и оставил».

За поездами метро на экранах мониторов следят в диспетчерской по их управлению. Техника замечает задержку состава на станции даже на секунду, а критическим считается отставание от графика на 1 минуту. Такая ситуация чрезвычайная, и диспетчерам приходится корректировать график. Владимир Куклин, старший поездной диспетчер-инструктор, доволен новшествами: «Раньше для того, чтобы управлять движением составов метро, существовала громоздкая система, которая занимала практически всю комнату. У нас стояли большие железные секции со схемами Ленинской и Дзержинской линий, отдельно был пульт управления. В 2001 году мы полностью перешли на современное оборудование. Сейчас везде компьютеры – стало намного проще».

На линии в час пик может находиться 17 поездов метро. В выходные график отличается от будней: выходит меньше поездови интервалы между ними увеличиваются.

Поезда проветривают метро

Даже если в Новосибирске отключится свет, то вподземке за счёт своих ресурсов будет светло ещё час. А если пассажир упал на рельсы, их мгновенно могут обесточить нажатием одной кнопки. За всё это отвечаетстаршийэнергодиспетчер.Выстроенные в ряд большие экраны показывают, как работает оборудование. Если что-то выходит из строя, то сразу же участок окрашивается на экране красным цветом.

Геннадий Колмагоров, старший энергодиспетчер, рассказал:«Каждую ночь мы снимаем напряжение с контактного рельса, чтобы специалисты могли провести осмотр и сделать ремонт. Если это нужно сделать днём, мы можем отключать участок».

Единственная диспетчерская, которая пока ещё не полностью переоборудована, – это центр управления эскалаторами, вентиляцией, тепловыми завесами и водопроводом. Вместо экранов здесь стеллаж с мигающими лампочками и рычажками. Александр Чибишев, главный инженер электромеханической службы,объяснил: «Зимой мы выключаем вентиляцию. А летом в зависимости от температуры на улицепостепенно включаем. Но основное проветривание в нашем неглубоком метро– от движения поездов».

Новая система управления метро особенно важна будет при расширении подземки. Но пока об этом жителям отдалённых районов приходится только мечтать и рассматривать схему перспективного развития метрополитена в мегаполисе Сибири.

Смотрите также: