В литейном цеху закаляется характер. Непростая работа новосибирских женщин

На землеприготовительном участке – в самом сердце литейного цеха ПАО «Сиблитмаш» – трудятся практически одни женщины. © / Максим Балуев / "АиФ-Новосибирск"

   
   

Хрупкие женские плечи способны выдержать многое. В преддверии Международного дня 8 Марта мы узнали, какими неженскими профессиями занимаются наши землячки.

На землеприготовительном участке – в самом сердце литейного цеха ПАО «Сиблитмаш» – трудятся практически одни женщины. Здесь готовят формовочный состав, который становится основой для будущей тюбинговой крепи. Её используют для проходки тоннелей метрополитенов и шахт.

Руки чувствуют

Старший мастер участка Ольга Савина сравнивает женщину-составщицу с хозяйкой на кухне. Только вместо плиты – огромные смесители-бегуны, а вместо продуктов – формовочная смесь, состоящая из огнеупорной глины, опилок, песка и различных химических присадок. На профессиональном языке такую смесь ещё называют «землёй».

Ольга Савина на участке работает уже пятнадцатый год. Говорит, что всегда мечтала трудиться на большом предприятии. Тяжёлые двухтысячные заставили искать стабильности. Ольга нашла её на заводе. Начинала трудовой путь учеником стерженщика – это ещё одна неженская специальность на землеприготовительном участке. Сразу с головой окунулась в непростую работу: изготавливала из холодно-твердеющих смесей стержни, которые потом доставляются в формы, кантовала тяжёлые ящики. Затем перешла в отделение приготовления смесей. По карьерной лестнице поднялась до старшего мастера.

«Когда я пришла на участок, то здесь работали одни женщины, – вспоминает Ольга Савина. – Сейчас женские коллективы стали разбавлять мужчины. Не хочу ничего плохого говорить о наших мужчинах, но женщины лучше «чувствуют» землю. Когда состав готов, женщины прощупывают его руками. И потом решают, что туда ещё добавить для вязкости или влажности. Только женские руки на ощупь поймут, чего не хватает, а чего в избытке».

После приготовления состав помещают в специальные отстойники, а затем он поступает на формовочный участок. Там смесь утрамбовывают в опоках, красят, устанавливают недостающие элементы-стержни. Конечный и самый главный этап производства – заливка раскалённого металла в формы. В дальнейшем отработанная формовочная смесь после выбивки тюбингов из форм опять поступает на землеприготовительный участок. И снова начинается сложный процесс подготовки земли.

   
   

Внутренний стержень

Составщица Анастасия Егунова в литейном цехе работает уже пятый год. Выросла в деревне, на завод её позвал жених – тут и вышла замуж. На вид хрупкая Анастасия ловко орудует лопатой, закидывая в смеситель опилки и песок для газопроницаемости, а также глинистую огнеупорную смесь. Готовый состав смело проверяет на ощупь, доставая его из бегуна огромной ложкой.

«Мы как-то подсчитали, что за одну смену в среднем производим около 300 замесов, – говорит Анастасия. – В каждый из них нужно кинуть 10–12 лопат опилок, несколько лопат глины. Нетрудно подсчитать, сколько килограммов за смену мы поднимаем. При этом нужно постоянно брать ложкой пробы, крутить рычаги и открывать бункер. Вместе с тем рабочий день практически проходит на одном месте и в одном положении – стоя».

Как отмечает Ольга Савина, на землеприготовительном участке работают всего шесть женщин. Коллектив практически устоявшийся, а уходят только те, у кого нет внутреннего стержня и характера. Несмотря на сложную физическую работу, представительницы прекрасного пола помнят, что трудятся среди мужчин, поэтому стараются выглядеть привлекательно – тщательно следят за маникюром, не забывают подвести помадой губы, а на голову, под каску, повязать яркий платок.

«Литейный цех затягивает! – подытоживает Ольга Савина. – Мы понимаем, что от нас зависит качество готового изделия, а потому наблюдаем за процессом изготовления отливки до самого конца. Мы загружены работой всегда!»

Смотрите также: