Вековые пустоши. Какие секреты хранит самая крупная за Уралом пещера?

Работа спелеологов - романтичная и опасная © / Фото предоставлено организаторами экспедиции / Из личного архива

Учёные и спелеологи со всей страны сделали несколько открытий в самой глубокой сибирской системе пещер, которая находится на Алтае и называется Кёк-Таш.

   
   

Тур в подземелье

Место для экспедиции спелеологи выбрали уникальное. На Алтае открыто 500 пещер, 15 из которых имеют глубину больше 100 метров и протяжённость больше 200 метров. Из них 10 находится на плато, где проходила экспедиция Российского географического общества, о которой и пойдёт речь.

Синий камень
Кёк-Таш в переводе с алтайского – синий камень. Пещера эта – самая глубокая за Уралом. Протяжённость ходов – 2300 м. Входной колодец пещеры глубиной 25 метров был открыт в 1977 году новосибирскими спелеологами. Самый большой грот – Мрачный. Его площадь свыше 200 м², высота 25–35 м, на дне – крупные глыбы известняка.
В июне недалеко от входа в пещеры спелеологи разбили большой лагерь. В четырёх просторных палатках организовали столовую, рабочую зону и даже компьютерный класс. Данные всех исследований в пещерах учёные кропотливо заносили в электронные базы.

Впрочем, не все работали в таких комфортных условиях. Часть исследователей в буквальном смысле не видели белого света, потому что пять дней жили прямо в пещере на глубине 200 метров.

«Экспедицию мы организовали для того, чтобы подтвердить глубину пещеры, создать её карту с помощью лазерной топосъёмки и выполнить задание Сергея Шойгу, руководителя Российского географического общества – внести пещеры в единый российский кадастр, – рассказывает Станислав КУПЦОВ, руководитель экспедиции «Глубины Алтая». – К сожалению, после исследований мы выяснили, что глубина пещеры сократилась и стала не 315 метров, а 309 метров. Но всё равно она сохранила первенство в Сибири».

Пещера Кёк-Таш не разочаровала своих исследователей – она преподнесла им сенсацию. «После пятидневной работы в пещере я уже хотел выходить на поверхность, – вспоминает Иван ГАВРОВ, спелеолог. – Но мне сообщили, что наши коллеги из Севастополя и Красноярска нашли в одной из соседних пещер перспективный ход, который может привести в новые подземные гроты. Я попробовал в месте, где они указали, копать и, когда снял часть грунта, почувствовал дыхание пещеры, еле заметное движение воздуха. Это верный признак того, что дальше есть пустоты».

Пещера не разочаровала исследователей. Фото предоставлено организаторами экспедиции

 

   
   

Почти 250 метров узкого лаза, который на языке спелеологов называется «ползун», разработал Иван. По нему спелеолог проник в огромный грот, где за миллионы лет ни разу не ступала нога человека. От восторга он закричал что есть силы. Грот ответил чётким эхом, поэтому его решили назвать «Кричащий». Но это была только первая находка. Позже удалось обнаружить ещё один грот, которому дали условное название «Амфитеатр». Но пещера не заканчивалась и вела дальше за собой, только вот времени исследовать её совсем не осталось – экспедиция заканчивалась.

Имя открытию дали красивое – Аврора, в честь крейсера из Санкт-Петербурга. «Во время исследований мы нашли в пещере старую советскую монету, на которой был изображён крейсер «Аврора», – рассказывает Иван Гавров. – Сначала мы подумали, что это мистика и монета попала чудом в пещеру. Но на самом деле её незаметно подкинул один из участников экспедиции, решил подшутить».

Испытание по пути наверх

Спелеологи уверены, что пещеры – живые, у каждой есть своя энергетика. Она влияет не только на людей, но и на технику. «Сфотографировать новые ответвления, которые мы открыли, почти не получилось, – рассказывает Станислав Купцов. – Мы взяли с собой специальные осветительные приборы, фотоаппарат, но именно в новых гротах приборы отказались светить, а у фотоаппарата села батарейка. Видимо, пещера не захотела, чтобы мы её снимали».

Недалеко от входа в пещеры спелеологи разбили лагерь. Фото предоставлено организаторами экспедиции

 

Несмотря на кажущуюся романтику, работа спелеологов – очень опасная. Особенно когда наверху идёт дождь. Он угрожает затопить пещеры, причём вода может подняться в считанные минуты. Участники экспедиции вспоминают, как в последний день пребывания под землёй, когда снаряжение уже упаковали и собирались уходить, в пещеры и гроты стала быстро поступать вода. Она затопила узкие лазы. Группа оказалась разделена на три части. Оставалось надеяться на то, что дождь прекратится и вода не поднимется ещё выше. Ведь только тогда появится возможность выбраться из каменных гротов. И природа услышала исследователей – дождь пошёл слабее, водные потоки схлынули так же внезапно, как и пришли.

Предсказать потоп

Находки, которые учёные сделали в системе пещер Кёк-Таш, – удивительные. Например, Илья ТУРУБАНОВ, биоспелеолог, в пробах, взятых под землёй, нашёл четыре новых вида древних организмов, которые до этого были неизвестны. По предварительным данным, они относятся к троглобионтам – рачкам и насекомым, которые обитают в пещерах.

Пещера, где ещё не бывал человек, как инкубатор, в котором сохранилась атмосфера тысячелетней давности. Некоторые находки помогут учёным предсказать наступление нового ледникового периода. «В открытой пещере мы нашли уникальные кристаллы, – рассказывает Станислав Купцов. – С виду они похожи на белую муку или плесень. Люди непосвящённые легко могут пройти мимо или наступить на такой важный для исследований материал».

По кристаллам, которые образовались много веков назад, учёные смогут узнать об атмосфере планеты, о составе воды. Кроме того, поведать о прошлом, о ледниковых периодах могут сталагмиты. Это отложения известняка с водой, которая проникала с поверхности. Несколько образцов таких сосулек спелеологи спилили. Их увёз в Австрию Юрий Дублянский, участник экспедиции. Он изучает там палеоклимат. С помощью современного компьютера и большого считывающего прибора Юрий сможет исследовать все слои сталагмита. А по полученным данным – сделать выводы о том, как менялся климат, как он влиял на состав воды и какие цикличные изменения происходили. Возможно, учёные большой экспедиции на пороге открытий, которые будут иметь мировое значение.

Но для того, чтобы новая сеть пещер осталась нетронутой, спелеологи после экспедиции вернулись, замаскировали новый ход. Ведь прежде чем вести туда туристов-любителей, нужно изучить недра и сделать в таких пещерах организованные тропы. В будущем Российское географическое общество хочет изменить статус памятника природы регионального значения на федеральный.

Смотрите также: