Примерное время чтения: 5 минут
2816

Сказочная страна: в древности Лукоморье было на территории Сибири

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ на Оби №19 11/05/2016
Лукоморье существовало на самом деле
Лукоморье существовало на самом деле / Яна Топоркова / АиФ

Лукоморье, воспетое Пушкиным, – фантазия автора или место, которое существовало на самом деле? Ответ на этот вопрос искал корреспондент «АиФ на Оби».

На излучине

Средневековые европейские географы изображали Лукоморье на территории современной Томской области. Австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн, снискавший славу одного из активных исследователей Сибири, в своей книге «Записки о Московии» (1549) располагал Лукоморье где-то между Обью и Енисеем. Правда, на картах XVII века Лукоморье находится уже южнее – в предгорьях Алтая.

Биографы Пушкина полагают, что Александр Сергеевич узнал о Лукоморье от своего прадеда – Абрама Петровича Ганнибала. Любимец Петра I, после смерти императора он был сослан в Томск и жил там до 1730 года.

Путешественники слагали о Лукоморье легенды. Возможно, самая древняя из них дошла до нас благодаря новгородскому летописцу ГюрятеРоговичу, жившему в XI веке. Обитателей Лукоморья он описывает как чудь, живущую под землёй. Если следовать логике летописца, то Лукоморьем всё-таки называли местность в горах Алтая.

Проделки Колывана?

В 1727 году русский промышленник Акинфий Демидов (сын основателя династии Никиты) обнаружил в районе озера Колыванское на Алтае богатые залежи медных руд и открыл там первый медеплавильный завод.

Колыванское озеро – место само по себе загадочное. Русский географ XIX века Григорий Щуровский описывает его необычайную красоту: «Колыван-озеро залегает между Саушкинскими гранитами. Горы там несказанно разнообразны. Без всякого преувеличения найдёте вы тут всевозможные сравнения с древними замками, развалинами готических зданий, падающими башнями, фигурами людей и животных».

Это в современных мультфильмах Колыван – помощник Бабы Яги. А в алтайских легендах он – богатырь, положивший начало камнерезному делу в этих местах. Остановился как-то богатырь отдохнуть, захотел напиться – вырезал из камня чашу. Стала чаша озером. А потом и целый город на берегу вырезал. «Ни посада, ни людей в этом городе нет», – писали авторы легенд. Ну откуда ж им быть, если город – игрушка великана?

Кем были первопроходцы алтайских рудников – до сих пор неведомо.

Алексей БЫЧКОВ, историк, утверждает, что русские исследователи как на Алтае, так и на Урале открывали их по следам какого-то древнего народа, который был знаком с металлургией и освоил в этих местах почти все медные месторождения. В копях работники демидовских артелей находили древние орудия труда – каменные, костяные или медные кирки и молотки, деревянные ковши, остатки кожаных мешков, огарки грубых сальных свечей и даже кости самих рудокопов.

Самой ценной находкой, подтверждающей, что рудники Алтая начали разрабатывать задолго до прихода Демидовых, стала бронзовая статуэтка, изображающая древнего рудокопа с молотком, башлыком на голове и кожаным мешком для руды у пояса. Вероятно, именно об этой «подземной чуди» ведёт речь ГюрятаРогович.

С людьми или с духами?

Интерес для учёных, впрочем, представляют не герои сказок и легенд, а та самая «подземная чудь», сумевшая до нашей эры овладеть технологиями обработки руды и обладавшая высокой культурой.

В Лукоморье практиковался взаимный обмен товаров с помощью немого торга. Очень жаль, что наши современники не взяли на вооружение опыт коренных обитателей Сибири. Главный принцип сегодняшних коммерсантов «не обманешь – не продашь» имеет явно другие корни.

А в древние времена торговля происходила так.

Путешественники (судя по летописям, преимущественно из арабских стран) прибывают на Колыван-озеро, выкладывают привезённые товары и уходят на место своей стоянки. На следующее утро они возвращаются туда, где оставили товары, и находят для обмена соболей, белок, горностаев. Если торговец доволен меной, то берёт её тотчас с собою. В противном случае оставляет вместе с товаром. На следующий день жители делают прибавку к мехам, и купцы берут их, оставляя взамен свои товары. «Те, которые там бывают, не знают, с кем они ведут торговлю – с людьми или с духами», – пишет арабский летописец. В сказании говорится, что немой торг на озере Колыван всегда происходил честно. В противном случае, «если кто без цены что брал, товар у него исчезал и оказывался снова на прежнем месте».

Как аукнется, так и откликнется

В сибирской тайге с давних пор практикуется обычай строить в лесу охотничьи избушки. Если охотник или другой странник найдёт такую избушку и в ней необходимые вещи – дрова, запас продуктов, сухую одежду – то он пользуется оставленным запасом, но перед уходом восполняет его. Обычай этот по сей день соблюдается свято, ибо среди охотников есть поверье, что нарушивший неписаное правило сгинет в тайге.

У хантов и селькупов, живущих на территории Томской области, до середины ХХ века существовала жестокая казнь для тех, кто ворует рыбу из чужих сетей или дичь из чужих капканов. Несчастного обнажали и привязывали к ветвям дерева. Через несколько часов его до смерти съедал гнус.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах