Здравствуйте, я ваша тётя! Как собственников выживают из их квартир

   
   

Пенсионер, труженик тыла Алексей Клоков с сыном, тоже пенсионером, живут в частном доме в селе Краснощёково Алтайского края. Дом этот когда-то был ведомственным – «милицейским». Семья Клоковых получила его в 1954 г. в качестве служебного жилья. Потом прошла приватизация, жильё стало собственностью семьи Клоковых. А недавно пенсионеры узнали, что они, оказывается, владеют только одной комнатой из трёх. Чтобы стать полноправными владельцами дома, им нужно выкупить две комнаты. Но с предложением о покупке к Клоковым даже не обращались. Комнаты продали чужим людям, потом перепродали. После того как у Клоковых в очередной раз появились новые соседи, жизнь отца и сына превратилась в ад – по ночам они (соседи) кричат и поют песни, а днём делают ремонт.

Жить мы тут будем!»

Как оказалось, описанная ситуация – отнюдь не нонсенс. Юристы сталкиваются с таким явлением сплошь и рядом и даже дали ему название – «квартирное рейдерство». Зародилось оно в Москве, но вот докатилось и до Сибири. Евгений АНИСИМОВ, юрист, говорит, что жертвой квартирных рейдеров может стать любой собственник жилья, у которого есть сособственники, даже если эти сособственники владеют сотыми долями жилплощади. Схема проста: на долю, площадь которой в абсолютном выражении равна нескольким квадратным сантиметрам, вселяется её владелец. Затем он создаёт невыносимые условия для жизни коренных обитателей жилья, чем вынуждает их продать ему за бесценок всю квартиру. Занимаются этим недобросовестные агентства недвижимости, которые «охотятся» за владельцами квартирных долей и имеют в штате «профессиональных соседей», которые и выживают собственников.

Квартиры, поделенные на десятки, а то и сотни долей – последствия приватизации, проводившейся по методу Шарикова из булгаковского «Собачьего сердца». Он говорил, мол, надо «взять всё и поделить». Сособственниками становятся многочисленные наследники либо разводящиеся супруги. Продажа своей доли в бывшем «семейном гнёздышке» какой-нибудь семье гастарбайтеров – распространённый способ мести «второй половине».

Без права проживания

Проблема «квартирного рейдерства» и очень близкая к ней проблема «резиновых квартир» приобрели такие масштабы, что 23 июня 2015 г. представители Общественной палаты России обратились к президенту с просьбой обратить внимание на ситуацию. Путин дал задание разобраться и внести в законодательство изменения, которые сделали бы невозможным законное проживание граждан на жилплощади в 50 квадратных сантиметров.

   
   

Александр БАКАЕВ, член Общественной палаты НСО, считает совершенно ненормальной ситуацию, когда человек, обладающий правом собственности на 1/100 долю в квартире, имеет законные основания вселиться в эту квартиру и жить в ней: «С точки зрения здравого смысла все понимают, что жить на 50 квадратных сантиметрах нельзя. Но юридически у правоохранительных органов нет оснований выселить такого собственника из квартиры – ведь Росреестр регистрирует такие сделки».

Принять закон о запрете сделок с долями недвижимого имущества – практически невозможно, так как такой запрет вступит в противоречие с Конституцией. Другое дело – оставить право владения долей без права проживания на ней. «Скорее всего депутаты примут решение запретить регистрацию по месту жительства, если площадь этого места жительства не укладывается в социальные нормы, – продолжает Александр Бакаев. – Но тут есть один нюанс. Если такие ограничения будут приняты, они создадут проблемы большим семьям, когда в одной квартире живут бабушка, дедушка, мама, папа, много детей. Поэтому наиболее разумным решением будет такой запрет с оговоркой – «для неродственников». Членам одной семьи необходимо оставить право регистрировать своих родственников на одной жилплощади».

На сегодняшний день юристы предлагают только один способ избавиться от сособственников – выкупить их долю. Ну, а если такой возможности нет – придётся мириться с нежелательными соседями.

Смотрите также: