На протяжении восьми лет, начиная с 2008 года, в области число преступлений, совершаемых несовершеннолетними, стабильно снижалось. К сожалению, в прошлом году всплеск детской преступности был колоссальным, лишь за первое полугодие мы вошли в 5 по регионам России. Чем вызвана детская жестокость и как защитить своих чад от дурной компании? Об этом говорили эксперты «круглого стола» в редакции «АиФ на Оби».
Языком цифр
– Какие тенденции подростковой преступности наблюдаются в текущем году?

— В первом полугодии 2016 года сложилась очень тяжёлая обстановка с подростками. Лишь благодаря проводимым регулярным профилактикам нам удалось не только снизить количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, но и удержать их количество.
С начала 2017 года их число снизилось практически в 2 раза. Если в прошлом году к апрелю зарегистрировали 426 преступлений, то в этом 257, которые совершили 228 несовершеннолетних. Преступления чаще всего совершают мальчики 16-17 лет, но в последнее время всё больше становится преступников, которым едва исполнилось 14-15 лет. Девочки тоже преступают закон, но реже: за 2017 год мы поймали около 30.
В основном, подростки крадут из магазинов и автомобилей. Именно оттуда это сделать проще. Чуть меньше от общего количества — грабежи и угон машин. Также уже зарегистрировно 7 эпизодов незаконного оборота наркотиков. Нередки случаи, когда неокрепшим подростковым сознанием пользуются взрослые для совершения противозаконных действий. За прошедшие 4 месяца в 52 преступлениях участвовали взрослые.
К сожалению, многие из подростков уже твёрдо решили встать на кривую дорожку. Каждое 3-4 преступление совершал несовершеннолетний, уже преступавший закон. Из преступников этого года 31 подросток ранее был судим.

— Кто влияет на умы нашей молодёжи? Как церковь помогает снизить подростковую преступность?
— Конечно, когда дети идут на преступления – это беда всего общества, поэтому самое важное — это профилактические беседы с подрастающим поколением. Взрослые должны предупредить этот надлом, срыв, которые могут произойти в ребенке. Необходимо всегда быть на шаг впереди, но мы, к сожалению, отстаём.
Наши внутренние и внешние враги постоянно пытаются воздействовать на детские души. Органами внутренних дел и полицией непрерывно ведется борьба с различными течениями, сообществами, пытающимися использовать детей в своих криминальных и противоправных действиях.
Теперь у нас возникла другая проблема — пропаганда идей детского суицида. Чтобы не допустить этого, мы проводим профилактические беседы в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи семейному устройству детей оставшихся без попечения родителей. В каждом православном храме работают воскресные школы. На занятиях мы говорим с ребятами на разные темы, учим их отличать добро от зла, воспитываем дух и прививаем правильные жизненные ценности.
Митрополит Тихон благословил и организовал отдел для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми-инвалидами, которых мы регулярно посещаем. Важно проводить не только духовно-нравственную, но и патриотическую работу. Именно поэтому вместе с нами такие встречи посещает младший вахмистр казачьих войск Новосибирского отдельского казачьего общества (госреестр) Симонов Георгий.
Во время этих бесед мы стараемся рассказать детям о малоизвестных героях нашей Родины, на которых они могут ровняться. Я считаю, что без патриотического воспитания ребёнок не может вырасти нравственным.
— Группы, в которых культивируют агрессивность и раскрепощение молодёжи, — это веяние времени, или подобные программы существовали в истории ранее? Почему дети, воспитанные в православных казачьих семьях не ведутся на эту пропаганду?
Враг был и есть всегда. Различные политические веяния и учения, которые проходили из других стран, потом трактовались в России искаженно. В итоге смысл зачастую заключался во всеобщей безнаказанности, беззаконии и уничтожении.
В казачестве всегда существовали крепкие традиции по воспитанию подрастающего поколения, поэтому в станицах никогда не было и нет анархистов. У казачат просто нет на это времени. Уже в 3 года мальчиков сажали на лошадь, и объясняли, что рождён для защиты Родины и создания большой крепкой семьи. Да и откуда взяться дурному примеру, если из поколения в поколение всех членов его семьи, соседей и знакомых воспитывали на таких традициях?
Кто виноват?
—Получается, что яблочко от яблоньки не далеко падает. Значит ли это, что малолетние преступники выходят только из неблагополучных семей?
— Побывав на слушаниях во многих комиссиях по делам несовершеннолетних, я заметила странную закономерность: 90% несовершеннолетних преступников — это дети из благополучных семей, а дети из сиротских учреждений – единичные случаи.
Современные ребята обделены вниманием. Часто родители считают, что у их чад есть все: телефон, планшет, карманные деньги и т.д., но они не понимают, что у них нет главного – любви. Деньги никогда не заменят детям родительского внимания.
Малолетние преступники в первую очередь воспитываются в семьях, в которых отсутствует контакт с родителями. Для многих взрослых проще всё купить для ребёнка чем спросить у него, как дела в школе, вообще знать, как и чем он живёт. Сейчас многие дети воруют совсем не от голода, а для того завоевать авторитет в классе, или своём круге знакомых, но это всё для того, чтобы привлечь внимание мамы и папы,
Трагедия нашего общества в том, что в нём остаётся все меньше любви.
— Нередко в классе появляется новенький, который своим хулиганским поведением мешает образовательному процессу других детей и преподавателя. Многие родители выступают за создание спецшкол, куда бы отправляли таких детей. Стоит ли обществу стать терпимее, или, действительно, необходимо сразу поделить детей на «плохих» и «хороших»?
— В России уже существует большая сеть специализированных учреждений открытого и закрытого типа. В учреждения открытого типа помещаются дети с 8 лет требующие специального педагогического подхода. В учреждения закрытого типа с 11 лет, за серьезные проступки, антиобщественное поведение и только по решению суда. Это крайняя мера, и подменять данными специализированными учреждениями образовательные организации, для получения несовершеннолетними образования, не правильно. Детям нужно посещать традиционную школу, а социализироваться им среди одноклассников должны помогать педагоги.
Мы нередко отмечали, что дети совершали преступления из-за ошибок семейного воспитания, отсутствия идеологии и отсутствия занятости в свободное время. Через трудности подросткового периода проходят все. И если не направить энергию в должном ключе, то ребёнок даже из самой благополучной и воспитанной семьи может оступиться, неосознанно причинить боль, стараясь просто привлечь внимание к своим переживаниям.
— Современные дети растут на супермэнах, бэтменах и т.д. Неужели у нас нет достойных реальных примеров, на которых стоит равняться?
Георгий Симонов:
— Стараниями казаков Новосибирска и области были созданы и продолжают работу казачьи военно-патриотические клубы, которых уже более 15 по всей области, даже в отдаленных районах. На собраниях и занятиях детям рассказывают историю их предков и других известных государственных деятелей. На их примерах мы объясняем, что такое «любить и ценить Родину». Мальчики и девочки знают, чего хотят от жизни, куда пойдут после школы и т.д. Такие ребята растут спортивными, умными.
— Какие мероприятия проводятся в области, чтобы уберечь ребенка от пагубного влияния дурных компаний и ложных авторитетов?
Ольга Потапова:
— Прежде всего, это занятость подростка, выявление скрытого неблагополучия в семье на ранних стадиях, укрепление института семьи. Больший охват разными видами досуга несовершеннолетних, состоящих на разных видах учетов.
В 2016 году нам удалось привлечь в регион денежные средства Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации (Москва) более 15 млн. рублей. Цель программы «Право на выбор» — возрастное формирование и развитие у подростков устойчивых нравственных качеств личности. Основная задача программы – это реализация мероприятий по первичной профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Повышение квалификации психологов, разработка специальных компьютерных программ для снятия стресса у подростков, подготовка печатных материалов для детей и родителей — всё это лишь малая часть того, что было сделано для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних.
У нас в области работает множество реабилитационных центров, куда за помощью и поддержкой может обратиться как ребёнок, так и родитель. Если у подростка случилась сложная жизненная ситуация, то он может написать заявление и пребывать в центре, продолжая посещать школу и получая помощь специалистов, социальную реабилитацию.
Родители должны помнить, что их обязанность не только в том, чтобы дать образование и накормить, но и умении их воспитывать. А сейчас мы видим, что многие просто не знают, как это делать.
Не все родители находят время для посещения обучающих семинаров, а уметь распознать, что вашему ребенку угрожает опасность или ему нужна помощь специалиста, в наше время просто необходимо. В министерстве разработана серия памяток для поднятия уровня родительской компетенции, которые можно легко найти на сайте министерства (https://www.msr.nso.ru/page/2380).
Современное молодое поколение взрослеет очень быстро, уже в десять лет дети вступают в ранний подростковый период, когда особенно нуждаются в поддержке и внимании. Именно в эти годы стоит чаще разговаривать со своим ребенком, проводить с ним как можно больше времени вместе: ходить на лыжи, выбираться на природу, играть в игры и т.д. Как бы взрослый не был занят, он прежде всего родитель. Лишь когда в семье существуют доверительные отношения, ребенок будет откровенен и честен с родными.
Смотрите также:
- Педагог – мужская профессия: вернётся ли сильный пол в образование →
- Сложных детей не ждут: исключить или оставить? →
- Поговори со мною, мама →