Примерное время чтения: 4 минуты
982

Сложных детей не ждут: исключить или оставить?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ № 31 29/07/2015
Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

Недетские страсти

Мамы одного из детсадов города Новосибирска написали коллективное заявление с просьбой исключить из группы, которую посещают их дети, неадекватного, по их мнению, ребёнка.

За мальчика вступилась психолог дошкольного заведения. «В группе всегда есть несколько детей, которые кусаются. Нередко дети чувствуют обострённый интерес родителей к этой теме и начинают подогревать их всё новыми подробностями того, как «этот Витя» или «эта Маша» опять сегодня дрались и царапались», – рассказала Василина ВОИНОВА, детский психолог.

Тем не менее специалисты утверждают, что последние 2–3 года проблемных детей в садах и школах стало действительно больше. Анна ИГОЛЬНИКОВА, руководитель методического объединения педагогов-психологов детских садов Октябрьского района, рассказала: «Сегодня к нам приходит много ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями психического спектра. Раньше их направляли в коррекционные учреждения, которые прекрасно справлялись с образованием инвалидов, но, по сути, эти дети оставались навсегда исключёнными из общества, общались в своём узком кругу. Поэтому государство взяло курс на продвижение инклюзивного образования, направленного на совместное обучение обычных детей и детей с ОВЗ».

По мнению Игольниковой, это проблема стереотипов. Сегодняшние взрослые очень редко общались с людьми с ограниченными возможностями, ведь те обучались в спецучреждениях. Теперь, когда они чаще стали появляться в обществе, многие испытывают тревогу по поводу непохожих на них людей. Хотят оградить своих детей от этого соседства. Но разве они нам чужие?

Головой об стену

Правда, и многие педагоги оказались не готовы к такому наплыву сложных детей. Коррекционный класс или группа включали в себя не более 10 человек, и там с ними занимались подготовленные специалисты. В обычном детском саду, где группы зачастую переполнены, уделять больше внимания сложному ребенку невозможно.

«Мало кто из педагогов знает, как работать с такими детьми. Коррекционные программы есть, нас обязали посещать обучающие семинары. Но пусть хоть один теоретик придёт и отработает в группе, где 28 детей и хотя бы один инклюзивный, в две смены. Поработает так с недельку, а потом поделится опытом!», – возмущается Воинова.

Воспитатели и психологи дошкольных учреждений очень скоро поняли, что нужно организовать группы, в которых можно обсудить с коллегами сложные случаи и, главное, получить советы: как разрешать конфликты, как себя вести. Подобная группа, которую еще называют балинтовской, по имени психиатра Микаэля Балинта, впервые предложившего такой формат, уже больше года действует на базе детского сада № 102.

«Мы обсуждаем вещи, с которыми воспитатели часто сталкиваются на работе, но на которые они не знают как реагировать. Например, ребенок мастурбирует в группе, пугается красок на рисовании или бьётся головой о стену и никого не подпускает к себе. Вместе мы ищем какое-то решение: что можно сделать в этой ситуации», – рассказал Константин ЗУБАХИН, психоаналитик.

Остаётся только склонить голову перед работниками образования, которые, несмотря на тяжелейшие условия труда, находят время и желание самостоятельно чему-то учиться. Но уже сейчас понятно, что работать в таких условиях мало кто сможет. Там, где есть дети с «диагнозом», группы должны быть маленькими. Иначе педагоги начнут массово уходить из детсадов. И тогда группы станут уже по 40–50 человек? В общем, хотели как лучше, а получилось… 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах