Сибирские автомобилисты вышли на пикеты против скачущих галопом цен на бензин и дизельное топливо.
Впервые в Сибири цена на самую ходовую марку АИ-92 перевалила за психологически важную отметку в 40 руб. По мнению экспертов, цена может достигнуть 50 руб. к осени. «Сегодня в обороте транспортных компаний затраты на топливо составляют 40%», – говорит председатель правления СААП Алексей Лядусов. Солярка подорожала за последние полтора месяца на 20%. Бензин растёт на 50 копеек почти каждый день.
Причина происходящего – дефицит топлива на внутреннем рынке. Из-за роста цен на нефть экспорт бензина сейчас выгоднее. Но парадокс в том, что 10 лет назад нефть на мировом рынке стоила столько же, сколько сейчас, – 80 долларов за баррель. А бензин в России стоил 17,5 рубля за литр.
Что скажет ФАС?
Новосибирские автоперевозчики и владельцы частных авто вышли на пикет с лозунгами «Не забудем, не простим эти цены на бензин!», «Нет грабительским ценам на топливо!», «Дорогой бензин = мёртвая экономика!» Смысл всех плакатов можно свести к одному: терпение у народа заканчивается.
В Красноярске из-за растущих цен на ГСМ уже начались перебои в работе общественного транспорта. «Некоторые маршруты снимаются, потому что не справляются с теми техническими заданиями, с которыми выходили на конкурс», – поясняет координатор отделения Федерации автовладельцев России в Красноярске Егор Фролов. Жители рассылают друг другу СМС с призывами не покупать бензин в субботу и воскресенье. Они надеются, что владельцы АЗС увидят резкое снижение спроса и опустят цены.
Врио губернатора Омской области Александр Бурков называет цены на топливо в регионе «дико высокими». Он опасается, что рост цен на топливо негативно скажется на экономике аграрных предприятий, и это «опасная ситуация», требующая вмешательства федерального центра.
О проблеме неконтролируемого роста цен на ГСМ говорит спикер Кемеровского облсовета Аман Тулеев. Он направил обращение в Центральный аппарат ФАС России. Глава Бурятии Алексей Цыденов поручил зампреду правительства республики подготовить подобное обращение в антимонопольную службу.
Алтайский топливный союз, Ассоциация независимых автозаправочных станций Восточной Сибири, Ассоциация независимых нефтетрейдеров «ГСМ-Сибирь» и ещё 16 нефтетрейдеров из Европейской части России написали открытое письмо премьеру Медведеву с просьбой дать поручение принять меры для обеспечения справедливого ценообразования на оптовом и розничном рынках моторного топлива.
Если правительство и ФАС не вмешаются в ситуацию в ручном режиме, перевозчикам придётся поднять тарифы. Между тем львиная доля грузов – это продукты питания, медикаменты, товары первой необходимости. Таким образом, подорожают хлеб, молоко, лекарства.
Умерьте аппетиты!
Вмешательства федерального центра ждут и нефтетрейдеры, занимающиеся розничной продажей ГСМ. Они пытаются сдерживать рост цен, опасаясь погромов на заправках. В конечном итоге это оборачивается работой «в минус». По словам главы Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, оптовая цена на Аи-92 сегодня на рубль с небольшим выше розничных цен, на дизтопливо – на 1,4 руб. выше розницы, на Аи-95 оптовые и розничные цены примерно одинаковы. Через пару месяцев работы в таких условиях АЗС начнут закрываться, прогнозирует Юрий Матвейко. Уже сейчас каждая пятая заправка в Алтайском крае выставлена на продажу.
В правительстве РФ с 1 июля обещают снизить акцизы на бензин. Акцизы на тонну бензина могут быть снижены на 3000 рублей (в среднем это сделает литр дешевле на 2,2 рубля), а на тонну дизельного топлива — на 2000 рублей (1,7 рубля на 1 литр).
Но игроки рынка особой эйфории по этому поводу не испытывают. По их мнению, это, в лучшем случае, остановит рост цен на несколько месяцев. Участники пикетов и авторы открытых писем ждут, что власть всё-таки вмешается в ситуацию в ручном режиме и потребует от крупных нефтяных компаний умерить аппетиты.