В Госдуме обсуждают инициативу о возможности строительства безальтернативных платных автодорог. «Аиф–Сибирь» спросил у экспертов, что может выйти из этого.
Сама по себе идея платных дорог не нова. За рубежом их – множество. Есть платные автобаны и в европейской части России. Но сегодня в нашей стране действует ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», в котором прописано, что решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при наличии альтернативного бесплатного проезда. Вот этот пункт об обязательной бесплатной альтернативе «слуги народа» и предлагают отменить. Пока речь идёт о районах Крайнего Севера и приравненных к ним (таких немало в Сибири). Но, как говорится, лиха беда начало.
Инвесторов не найдётся?
По мнению разработчиков законопроекта, без участия частного капитала построить дороги в отдалённых районах Сибири практически невозможно. С тем, что их нет, согласны практически все участники автоперевозок. «Даже на федеральной трассе «Лена» бывает, что машины увязают в грязи или пробивают колёса острыми камнями. А каждое колесо стоит в среднем 25 тысяч рублей», – говорит директор компании «Автокомпас» Николай Пенягин.
Однако эксперты на местах не верят в то, что найдётся инвестор, который вложит миллиарды в возведение автобана на вечной мерзлоте при том, что интенсивность движения автотранспорта в северных регионах – довольно низкая. По подсчётам учёных, платная дорога может окупиться за 20–23 года в том случае, если интенсивность движения – не меньше 20 тыс. автомобилей в сутки. По якутским зимникам проезжает в среднем 200 автомобилей за одни сутки.
Доцент кафедры «Автомобильные дороги» Тихоокеанского госуниверситета Павел Пегин считает, что к появлению платных дорог в азиатской части России в принципе не готовы: «Если я выезжаю на платную трассу, я должен быть уверен, что смогу беспрепятственно двигаться со скоростью 120 км/ч в любое время года. А если на дороге будут ямы или снежные заносы – как потребитель я сочту, что меня просто обманывают».
Большой соблазн
Ответственный секретарь Сибирской межрегиональной Авто-Мото ассоциации Алексей Носов полагает, что никаких автобанов никто строить не собирается. Депутаты Госдумы просто намерены узаконить то, что уже давно существует на практике: «Во многих труднодоступных районах транспортное сообщение происходит только в холодное время года по зимникам. Их сооружением занимаются нефте- и газодобывающие компании. За проезд по этим дорогам они берут плату. Например, за проезд по легендарному Орловскому зимнику, соединяющему север Новосибирской области с томским Васюганьем, нужно заплатить 15 тыс. в один конец. Никакой альтернативной дороги там нет. Можно представить, в какую копеечку обойдётся томичу удовольствие навестить бабушку, живущую где-нибудь в деревне Пихтовка».
Впрочем, опасность, по мнению Алексея Носова, в другом. Отмена в федеральном законе нормы об обязательном существовании бесплатной альтернативы при организации платной дороги – большой соблазн в дальнейшем сделать платной любую дорогу в любом регионе нашей страны.