Примерное время чтения: 4 минуты
239

Чем может обернуться введение платных дорог?

За рубежом платные автодороги – обычная практика.
За рубежом платные автодороги – обычная практика. / Елена Склярова / АиФ

 

В Госдуме обсуждают инициативу о возможности строительства безальтернативных платных автодорог. «Аиф–Сибирь» спросил у экспертов, что может выйти из этого.

Сама по себе идея платных дорог не нова. За рубежом их – множество. Есть платные автобаны и в европейской части России. Но сегодня в нашей стране  действует ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», в котором прописано, что решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при наличии альтернативного бесплатного проезда. Вот этот пункт об обязательной бесплатной альтернативе «слуги народа» и предлагают отменить. Пока речь идёт о районах Крайнего Севера и приравненных к ним (таких немало в Сибири). Но, как говорится, лиха беда начало.

Инвесторов не найдётся?

По мнению разработчиков законопроекта, без участия частного капитала построить дороги в отдалённых районах Сибири практически невозможно. С тем, что их нет, согласны практически все участники автоперевозок. «Даже на федеральной трассе «Лена» бывает, что машины увязают в грязи или пробивают колёса острыми камнями. А каждое колесо стоит в среднем 25 тысяч рублей», – говорит директор компании «Автокомпас» Николай Пенягин.

Однако эксперты на местах не верят в то, что найдётся инвестор, который вложит миллиарды в возведение автобана на вечной мерзлоте при том, что интенсивность движения автотранспорта в северных регионах – довольно низкая. По подсчётам учёных, платная дорога может окупиться за 20–23 года в том случае, если интенсивность движения – не меньше 20 тыс. автомобилей в сутки.  По якутским зимникам проезжает в среднем 200 автомобилей за одни сутки.

Доцент кафедры «Автомобильные дороги» Тихоокеанского госуниверситета Павел Пегин считает, что к появлению платных дорог в азиатской части России в принципе не готовы: «Если я выезжаю на платную трассу, я должен быть уверен, что смогу беспрепятственно двигаться со скоростью 120 км/ч в любое время года. А если на дороге будут ямы или снежные заносы – как потребитель я сочту, что меня просто обманывают».

Большой соблазн

Ответственный секретарь Сибирской межрегиональной Авто-Мото ассоциации Алексей Носов полагает, что никаких автобанов никто строить не собирается. Депутаты Госдумы просто намерены узаконить то, что уже давно существует на практике: «Во многих труднодоступных районах  транспортное сообщение происходит только в холодное время года по зимникам. Их сооружением занимаются нефте- и газодобывающие компании. За проезд по этим дорогам они берут плату. Например, за проезд по легендарному Орловскому зимнику, соединяющему север Новосибирской области с томским Васюганьем, нужно заплатить 15 тыс. в один конец. Никакой альтернативной дороги там нет. Можно представить, в какую копеечку обойдётся томичу удовольствие навестить бабушку, живущую где-нибудь в деревне Пихтовка».

Впрочем, опасность, по мнению Алексея Носова, в другом. Отмена в федеральном законе нормы об обязательном существовании бесплатной альтернативы при организации платной дороги – большой соблазн в дальнейшем сделать платной любую дорогу в любом регионе нашей страны.

Категорически против
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев: – Я категорически против безальтернативных платных дорог. То, что у государства нет денег, – это лукавство. Федеральный бюджет захлёбывается от избытка средств (по итогам 2018 г. профицит – 2,7 трлн руб.). Тем не менее денег на дороги в Сибири выделяется крайне мало. А именно здесь очень много участков дорог с ужасным качеством покрытия. Обещание бывшего руководителя Минтранса РФ привести в нормативное состояние 100% федеральных трасс к 2018 году не выполнено (даже к январю 2019 достигли лишь 83%). При этом речь идёт лишь о качестве дорожного покрытия. Но можно ли вообще считать федеральной трассой двухполосную дорогу? Федеральная магистраль должна быть с разделительной полосой и как минимум двумя полосами для движения в каждую сторону. Фактически для автомобилей массой свыше 12 тонн благодаря системе «Платон» уже стал платным проезд по федеральным трассам. Теперь с грузовиков хотят взимать плату ещё и за проезд по безальтернативным частным дорогам. Мы с этим согласиться не можем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах