Примерное время чтения: 4 минуты
254

Газа не будет? Почему в СФО не хотят переходить на экологический транспорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ на Оби 26/12/2018
Покупать автобусы на газомоторном топливе - невыгодно.
Покупать автобусы на газомоторном топливе - невыгодно. / Татьяна Буянкина / Из личного архива

Экология в регионах Сибири с каждым годом всё хуже. Оздоровить ситуацию мог бы переход на газомоторное топливо. Ведь газ загрязняет воздух намного меньше, чем бензин и солярка. Но…

Правительство РФ поручило регионам к 2020 году перевести на газомоторное топливо порядка 30% общественного транспорта в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Однако заместитель директора департамента проектного управления Минэнерго РФ Алексей Трибунский заявил о переносе сроков выполнения постановления правительства.

Строить – убыточно?

Что мешает переводить транспорт на газ? В Сибири сеть газозаправочных станций очень невелика, и никто не горит желанием их строить. По словам руководителей газотранспортных компаний, загрузка газозаправочных станций в СФО – 32% от их проектной мощности. По стране ещё меньше – порядка 27%. Поэтому строить новые станции – убыточно.

Между тем местные власти, выполняя постановление правительства, закупают газотранспортную технику за бюджетные деньги. Так, в Иркутске в течение 2015–17 гг. приобрели 85 автобусов на газомоторном топливе. Но, по словам первого заместителя губернатора Иркутской области Руслана Болотова, работают лишь 20 из них. Причина – в городе всего одна газозаправочная станция, расположенная в отдалённом районе. Автобусам из центра надо ехать на заправку 60 км. Как говорится, «за морем телушка стоит полушку, да дорог перевоз».

Похожая ситуация – в Красноярске. Там планировали закупить к Универсиаде автобусы на газомоторном топливе. Но магистрального газопровода в столице Универсиады нет. Поставщик топлива предложил схему доставки газа цистернами из Кемерова по ночам. В Красноярске эту схему отвергли, поскольку при её выполнении нарушался режим труда и отдыха водителей. В итоге пришлось купить машины на солярке.

Замкнутый круг

Немного лучше, чем у других, инфраструктура газозаправочных станций развита в Новокузнецке Кемеровской области, Кемерове и Томске. Совсем плохо – в Бердске Новосибирской области, там нет ни одной заправки для газомоторного транспорта. Мало заправок в Алтайском крае.

Получается замкнутый круг: газовики не хотят строить заправки, потому что это – рискованные инвестиции. Местные власти опасаются тратить бюджетные деньги на газомоторную технику, потому что без топлива она будет стоять.

Алексей Трибунский, констатировав эту ситуацию, сообщил, что с 2020 года субъекты Федерации будут получать из федерального бюджета субсидии на развитие газозаправочной инфраструктуры. Тем, у кого уже есть газомоторный транспорт и опыт его эксплуатации, субсидии могут начать выдавать с 2019 года.

Полпред президента в СФО Сергей Меняйло подвёл неутешительные итоги: «Сибирский федеральный округ – особая территория. Здесь очень большие расстояния. В 90-е годы сибиряки, выезжая из одного города в другой, брали с собой канистры с бензином, потому что иначе можно было встать на трассе – заправок не было. Если мы будем отодвигать сроки, то такая же ситуация может возникнуть с газомоторным топливом. А транспорт, купленный за бюджетные деньги, будет стоять – ведь это не легковой автомобиль, в который можно канистры взять».

По мнению Сергея Меняйло, государство не может постоянно субсидировать бизнес, и такой подход к выполнению государственных задач неприемлем.

При этом переходить на газомоторное топливо всё равно придётся. Все страны вводят ограничения по токсичности автомобильных выхлопов. России тоже придётся встраиваться в этот тренд – хотим мы этого или нет.

Около трети вредных выбросов и 10% парниковых газов приходится на автомобильный транспорт.

Инфографика

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах