Жители Советского и Первомайского районов Новосибирска жалуются на то, что автобусы редко ходят. Топтаться с ноги на ногу людям на 30-градусном морозе приходится порой по 30–50 минут.
Нерентабельные перевозки?
«Транспорт, что ходит по ул. Одоевского, всегда набит битком, – вздыхает Оксана ТИМОФЕЕВА, жительница Первомайского района. – Тут и ученики с рюкзаками – школа ведь за несколько остановок. Бывает, людям, которые висят на подножке, ноги прищемляет дверями. А если один автобус не пришёл, следующего нужно ждать минут 40».
Подобная ситуация и в Советском районе. «Жители Академгородка часто жалуются на то, что транспорт плохо ходит, – говорит Наталья ПИНУС, депутат Горсовета. – Автобусы старые, часто ломаются, поэтому не выходят на маршруты».
Эта проблема и в других районах, где нет метро. Как показал опрос, проведённый на сайте nsk.aif.ru, только 40% жителей ждут автобус не более 10 минут, 30% – до 30 минут, ещё 15% – от 30 минут до 1 часа. И лишь 15% счастливчиков не пользуются общественным транспортом (в опросе участвовали 630 человек).
Транспортный парк действительно изношен: средний возраст автобусов и маршруток – 7–8 лет, поэтому неудивительно, что они часто ломаются. Нужно покупать новые, но не на что. Перевозчики – и муниципальные, и частные – в один голос говорят о том, что тарифы нужно поднимать, ведь за два последних года инфляция заметно выросла, сделав бизнес по перевозкам нерентабельным.
Как выйти из тупика?
Разговоры о том, что необходимо поднять стоимость проезда в пассажирском транспорте на 2 рубля, ведутся с прошлого года. Перевозчики говорят, что при сегодняшних ценах на ГСМ, запчасти и низких тарифах невозможно свести концы с концами. Муниципальное предприятие ПАТП-4 уже накопило 455 млн рублей долгов. Как объясняют специалисты, у ПАТП-4 в основном остались убыточные социальные маршруты, по которым ходят полупустые автобусы. Но и у частных предприятий дела мало чем отличаются в лучшую сторону.
«Частники сегодня перевозят 63% новосибирцев, – напоминает Валерий НОВОСЁЛОВ, президент СРО «Транспортный союз Сибири». – Тариф сейчас обезжиренный. Если муниципалы могут копить долги, то для частных предприятий это непозволительная роскошь. Чтобы покупать запчасти, ГСМ, платить зарплаты, им приходится брать кредиты. Ситуация критическая».
«Повышение тарифа должно быть в обмен на инвестиции, и только так, – считает Гарей АСМОДЬЯРОВ, начальник департамента по тарифам НСО. – На эти дополнительные средства предприятия должны покупать новые автобусы. Но готовы ли они это делать? Например, муниципальные перевозчики показывают, что выручка от нала у них 50%, а частники – что не более 10%. И нормы списания ГСМ у последних не соответствуют фактическим показателям. Но если нет прозрачности и большая часть дохода скрывается, то и движение денег проследить невозможно. Как проконтролировать, на что они тратятся?»
Уже почти год чиновники и перевозчики не могут договориться, но все единогласно считают, что из этого тупика нужно срочно выходить – иначе можно вообще потерять пассажирский транспорт.