Примерное время чтения: 7 минут
162

Дороги-убийцы: как пересадить автомобилистов в общественный транспорт

Новосибирск, 4 марта, АиФ – Новосибирск – Главный конструктор регионального Союза защиты автомобилистов о том, как снизить аварийность на дорогах и спасти жизнь тысячам новосибирцев. 

nsk.aif.ru: Андрей Юрьевич, над вопросом, как снизить аварийность на дорогах, бьются сотни специалистов и никак не могут его решить. Неужели это возможно?  

А. Ю.: В настоящее время количество машин в нашем городе таково, что уже не помещается на дорогах. Чиновники и депутаты вкладывают миллиарды бюджетных денег, чтобы расширять дороги и строить развязки, но дело практически не сдвигается с мертвой точки. Эта проблема будет вечной, если не начать решать ее с другой стороны, ибо количество автомобилей будет увеличиваться пропорционально увеличению количества населения. 

Все маршруты отменить…

 nsk.aif.ru: Что вы предлагаете? 

А.Ю.: В первую очередь — изменить менталитет людей, а во вторую — по-другому организовать систему общественного транспорта. Для чего мы покупаем машину? Уверен, далеко не все ответят «чтобы передвигаться на ней». Для многих автомобиль — это средство реализации амбиций, мол, смотрите, какой я крутой. Другие садятся за руль, чтобы почувствовать драйв, ощутить скорость, удовлетворить интерес к технике. Таким нужны автоклубы и стадионы с трассами для стритрейсинга. Есть отдельная категория автолюбителей, которые не испытывают удовольствия от вождения, но покупают автомобиль по необходимости, так как живут в отдаленных районах, где плохо с транспортом. 

Возможно, тот, кто покупает автомобиль ради амбиций, никогда не пересядет со своего «лексуса» на общественный транспорт. Но представители других категорий, если им предложить нормальную альтернативу, не будут садиться за руль каждый день, чтобы ехать в центр города на работу, а станут использовать машины для спорта или поездок за город. 

nsk.aif.ru: Но какой должна быть эта альтернатива? 

А. Ю.: Давайте посмотрим, как устроена система общественного транспорта сейчас. В городе существует несколько десятков маршрутов. Чтобы приехать на работу, человеку нужно прийти на остановку, дождаться своего маршрута (ждать иногда приходится долго), заплатить за проезд. Если прямого маршрута нет, то нужно несколько раз постоять на остановке и несколько раз заплатить. Теперь возьмем в качестве примера московское метро, где существует кольцевая линия и множество радиальных направлений. Благодаря этой схеме пассажиры свободно ориентируются и передвигаются, им не нужно запоминать множество маршрутов и ждать своего. 

Вопрос: что мешает организовать движение наземного транспорта по подобной схеме? Не нужно придумывать десятки маршрутов. Нужно организовать линии, по которым с определенным, достаточно коротким, интервалом движутся, к примеру, «газели». Человек садится в первую «газель», едет до ближайшей развязки, переходит на другую линию. Разумеется, чтобы люди согласились передвигаться по городу таким образом, нужны утепленные остановочные павильоны, комфортабельные машины, расчищенные от снега и не скользкие тротуары.

 nsk.aif.ru: Никто не согласится платить за проезд несколько раз… 

А. Ю.: А этого и не нужно. Нужно создать пакеты тарифов, как у операторов сотовой связи. Для тех, кто ездит много, — оптовый тариф. Пользуешься транспортом лишь время от времени — покупай тариф «эконом». Хочешь ездить с комфортом — плати подороже и передвигайся на микроавтобусах. Желаешь экономить — пожалуйста, но в этом случае проезд на такси не для тебя. 

 Вежливость — это выживание

 nsk.aif.ru: Такая схема пригодна для молодых и здоровых людей, которым не затруднительно делать несколько пересадок по дороге на работу. А как же представители старшего поколения, мамы с детьми?

 А. Ж.: Никто не собирается запрещать передвижение по городу на личных автомобилях. Тем более что пожилые люди и мамы с детьми вряд ли будут практиковать агрессивное вождение. Именно агрессивное вождение, на мой взгляд, одна из основных причин ДТП. Нашим водителям очень не хватает вежливости, а это качество необходимо на дорогах, потому что при нынешнем количестве машин для безаварийного вождения одной автошколы будет маловато. 

Например, в ПДД прописано, что тот, кто едет по главной дороге, имеет преимущество. Но если на главной дороге пробка, то те, кто оказались на второстепенной, будут стоять до вечера?! Поэтому у опытных автомобилистов уже есть ряд неписаных правил, которые вежливые водители стараются соблюдать. Мы намерены создать площадку под названием «Парк отношений», где будем обучать водителей и пешеходов не только правилам дорожного движения, но и правилам вежливости. 

 nsk.aif.ru: И все же вряд ли удастся разгрузить дороги и транспорт в таком большом городе, как наш, когда каждое утро и каждый вечер миллион человек устремляются из одного конца города в другой… 

А. Ю.: Оптимизация рынка труда — тоже часть моей концепции. Раньше этим занимались целые институты — проектировали промзоны и жилые зоны. Сейчас система разрушена. Разумеется, если человек занимает высокую должность и получает большую зарплату, он станет ездить на работу издалека. Но зачем ездить через весь город продавцам, парикмахерам, учителям, воспитателям? Сейчас это происходит потому, что, когда воспитательница приходит в детский сад рядом со своим домом, оказывается, что вакансии там уже заняты жительницами других районов, и ей тоже приходится искать работу в другом районе. А как бы было хорошо, если б все заведующие детскими садами составили карту мест жительства сотрудников и обменялись персоналом, исходя из минимизации расстояний, которые преодолевают сотрудники от работы до дома!  

nsk.aif.ru: Есть ли расчеты, какую экономию людских и денежных ресурсов дала бы реализация ваших проектов? 

А. Ю.: Оптимизация рынка труда позволила бы как минимум 10%  трудоспособного населения отказаться от транспорта и ходить на работу пешком. Еще процентов десять автомобилистов станут ездить на работу на общественном транспорте. Это то, что можно сделать в течение года и за небольшие деньги. А теперь посчитайте, сколько стоит построить 10% дорог? Меньше одного процента! А транспорта прирастает от 5 до 10% в год. Необходимо применять современные технологии в управлении дорогами и не только заставлять людей, но и мотивировать. 

В заключение хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не призываем чиновников отказаться от строительства дорог и развязок. Делать это нужно обязательно. Но дороги строятся годами, а решать проблему транспортного коллапса нужно сейчас. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах