Михаил КОВАЛЬ — из тех, кого принято называть людьми с ограниченными физическими возможностями. Он может передвигаться только в инвалидном кресле. При этом Михаил — заядлый путешественник и активный общественный деятель. Он один из лидеров Федерации автовладельцев России.
В редакцию «АиФ на Оби» он добрался так же, как и всегда — совершенно самостоятельно.
Добрых людей больше. Но...
— Михаил, вы за рулем своей «тойоты» объездили почти полмира: были в Европе, США, исколесили всю европейскую часть нашей страны.
Первый раз, наверное, трудно было решиться?
— А у меня просто не было иного выхода. Возникли важные дела в Москве, и попасть туда нужно было обязательно. Конечно, можно воспользоваться поездом или самолетом. Раньше я уже летал в Москву без сопровождающих, до нужного места добирался на такси. Но это дорого, да и мороки много. Поэтому я положил коляску в багажник, сел за руль и поехал. Я был морально готов к тому, что наша страна окажется абсолютно не пригодной для передвижения инвалидов. На инвалидной коляске нельзя въехать ни в один мотель или кафе, даже заправить машину проблема. Везде поребрики, высокие ступеньки, нигде нет пандусов и удобных перил. Только ближнее Подмосковье более-менее благоустроено. Между тем таких, как я, в обществе порядка 10%...
— Насколько наши люди отзывчивы и готовы оказать помощь?
— Это я как раз и решил выяснить в одну из моих поездок в Москву. Эксперимент на степень доступности жизненного пространства не требовался — здесь все и так было ясно. Я останавливался буквально на каждой заправке, подъезжал к окну оператора и объяснял: мол, я — инвалид, ходить не могу, заправьте, пожалуйста, мою машину. Если в городе пополнить бензобак, не выходя из автомобиля, может любой водитель, потому что везде есть заправщики, то на трассах их нет. Операторам по инструкции запрещено покидать рабочее место.
Так вот, половина из них шли на нарушение инструкции и все-таки заправляли мою машину. Остальных я даже не думаю осуждать, потому что понимаю: в нашей жизни столько страшилок, люди не верят никому и во всем видят подвох.
Что касается мотелей, предприятий общепита и тому подобных мест, то в принципе, когда я просил, мне всегда помогали достать из багажника коляску, преодолеть ступеньки… Народ у нас в массе своей отзывчивый. Но сам факт того, что приходится просить о помощи посторонних людей, — самый главный негативный момент. Именно из-за этого многие инвалиды ведут затворнический образ жизни. Преодолеть психологический барьер и попросить кого-то о помощи порой труднее, чем преодолеть ступеньки или поребрик.
— А как на Западе?
— В западной части нашей страны возможностей у инвалидов все же больше, чем в Сибири. Если я еду по делам в Москву, то всегда заезжаю и в Питер. Это мой любимый город — разумеется, после родного Новосибирска. Я обожаю любоваться его дворцами, гулять по его набережным. Там все условия для этого: везде, где есть ступени или бордюры, рядом обязательно пандусы. Можно без проблем передвигаться по улицам и попадать внутрь большинства зданий. Тем не менее Питеру далеко, к примеру, до Стокгольма. Обычный человек, может, этого и не поймет: там я катался на трамвае, потому что мог самостоятельно, без посторонней помощи, сесть в этот трамвай на любой остановке и так же на любой остановке выйти.
Во-первых, там весь транспорт низкопольный , во-вторых — остановки с платформами. То есть никаких ступеней нет вообще! В наши же троллейбусы и автобусы трудно попасть не то что человеку с ограниченным возможностями, но даже и здоровому, потому что приходится карабкаться по крутым ступеням.
При этом мы тратим огромные бюджетные средства на то, чтобы содержать службы соцзащиты, оплачивать льготы и пособия для инвалидов. Если бы часть этих денег потратили на организацию безбарьерной среды, то многие инвалиды пошли бы работать, а это значит, существенно сократились бы расходы на социалку.
Чтобы машина не подвела
— Чем еще жизнь в Европе и Америке отличается от российской?
— Там культуры больше. Особенно это заметно на дорогах, в среде автомобилистов. Кто ездит за рулем, тот знает, что у нас в принципе не принято уступать. Из-за этого и все аварии. Там люди более спокойны и менее амбициозны. Я много раз замечал: даже когда по правилам преимущество не на моей стороне, меня все равно пропускают — просто потому, что у них принято быть вежливыми.
— А где труднее всего передвигаться?
— В Москве. Видимо, из-за большого количества народа концентрация дураков на дорогах в этом городе тоже необычайно высока. Там, конечно, действуют общие правила, но с поправкой на столичные понты — у кого их больше, тот и главный. В рамках своей общественной деятельности я постоянно изучаю статистику ДТП. Так вот, в Японии ежегодно на дорогах гибнет 4–5 тысяч человек, у нас — 25–30 тысяч. При том что численность населения и количество автомобилей у нас и у них примерно одинаковые. Хотя, конечно, тут дело не только в культуре, но и в том, что у них другие дороги, а главное — другие автомобили.
— Михаил, вы — активный участник Федерации автовладельцев России и основоположник движения «Свобода выбора» в Новосибирске.
Почему именно это направление вы выбрали для своей общественной деятельности?
— Водительские права я получил в 1980 году. Моей первой машиной стал «запорожец» с ручным управлением, потом был «москвич». А когда я купил своего первого «японца», то понял, что мои сограждане, вне зависимости от их физических возможностей, достойны того, чтобы ездить на надежных и качественных машинах. Движение «Свобода выбора» мы основали в 2005 году, когда со стороны правительства начались нападки на «правый руль». Затем на его базе была создана Федерация автовладельцев России с руководящим органом в Новосибирске.
— Какая машина у вас сейчас?
— Тоже иномарка. На ней я совершил все свои путешествия. Ей уже 16 лет, пробег — почти полмиллиона километров. Тем не менее я готов хоть завтра отправиться на этой машине в кругосветное путешествие и уверен: она меня не подведет!