Западно-сибирский транспортный прокурор Денис Костенко подвёл итоги навигации-2018. Состояние законности он назвал удовлетворительным. Основные нарушения, выявленные прокурорами в ходе проверок, – поддельные права у судоводителей маломерных судов, использование в целях извлечения прибыли технически неподготовленного, непригодного для эксплуатации транспорта, пьянство за штурвалом и преступная самонадеянность участников навигации.
Как погиб «Малахит»?
На речном транспорте в Западной Сибири в этом году произошло 10 ЧП, в том числе авария с человеческими жертвами.
Происшествий с человеческими жертвами на речном транспорте Сибири в прошлом году не было. В этом году у мыса Сибирский в Хатангском заливе моря Лаптевых буксирный теплоход «Малахит» столкнулся с баржей и затонул. При крушении один человек погиб. Тело утонувшего речника до сих пор не нашли.
«Экипаж теплохода вышел в море с нарушением установленных ограничений и условий плавания, не имея разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, – рассказал об итогах расследования трагедии Денис Костенко. – Кроме того, капитан «Малахита» не уведомил о своём выходе в море начальника ближайшего морского порта, морского спасательного координационного центра, органы Госморречнадзора и администрацию Северного морского пути».
Но самое вопиющее даже не это. А то, что судовладелец несколько дней пытался скрыть аварию, никуда не сообщая о ней. Из-за этого тело погибшего начали искать с большим опозданием.
ЧП с плавучим рестораном в Барнауле тоже могло повлечь человеческие жертвы. Несамоходную баржу для перевозки строительных материалов переоборудовали в ресторан, пришвартовали к буксиру. Капитан буксира, проигнорировав штормовое предупреждение, отправился на речную прогулку по Оби со 120 пассажирами на борту. В пути разыгрался шторм, баржа отсоединилась от буксира и столкнулась с опорой моста. Различные травмы получили 35 человек.
Сейчас следователи пытаются установить, насколько законным было переоборудование грузовой баржи в плавучий ресторан. «У меня есть большие сомнения относительно законности этого предприятия», – полагает Денис Костенко.
откуда Пьяные лодочники?
В общей сложности за время навигации транспортные прокуроры выявили 1,5 тыс. нарушений правил навигации и судовождения.
Бич всех сибирских рек – переправы в отдалённых районах. Как правило, этим занимаются деревенские лодочники-частники. Никакие законы, в том числе законы здравого смысла, им не писаны. «Моторка рассчитана на пять человек, а садятся пятнадцать», – приводит пример прокурор.
Грузовые паромы часто эксплуатируются без бортовых ограждений, других элементов безопасности. Возникнет качка – и люди, и машины окажутся за бортом. «Раньше мы обращались в суды с исками в отношении владельцев аварийных судов и их бизнес оперативно прикрывали. Сейчас почему-то судьи не считают опасными для жизни такие услуги», – недоумевает Денис Костенко.
В целом эксплуатация непригодных для плавания плавсредств – самое распространённое нарушение. Идут на него, ясное дело, ради наживы.
Ради чего рискуют владельцы маломерных судов, выходящие на воду в пьяном виде, – вообще непонятно. Чаще всего такое случается в Новосибирской области, Красноярском крае, на озёрах Хакасии.
К счастью, профессиональных капитанов, встающих за штурвал в нетрезвом состоянии, в этом году не поймали ни одного. Хотя несколько лет назад, заметил Денис Костенко, пьянство плавсостава было просто бедствием.
Почём права?
Сегодня серьёзная проблема – покупные права на управление маломерными судами. Прокуроры в этом году подали 25 судебных исков в отношении интернет-ресурсов, на которых предлагали купить права и медсправки. Получается, любой алкоголик, наркоман или психопат может оформить документы судоводителя. А потом, будучи абсолютно неподготовленным, сесть за штурвал моторной лодки, яхты или катера и начать свой маленький бизнес, организуя речные прогулки или пассажирские перевозки.
Три уголовных дела в отношении контор, где выдавали липовые права, возбуждено в этом году.