После последнего повышения стоимости проезда на общественном транспорте в Новосибирске прошло более трёх лет. За это время резко подорожали ГСМ, автозапчасти.
Напрасно ждали
Как говорят перевозчики, цена билета сегодня не покрывает всех затрат. «Сейчас мы работаем в минус, – рассказал директор ООО «Регион-Автоцентр» Андрей Ходаковский. – То есть буквально всё – топливо, запчасти, колёса – покупаем в долг, а потом постепенно рассчитываемся. Как в таких условиях зарплату хорошую и вовремя платить? Прежнюю цену можно оставить, если город будет нам компенсировать остальное. Но сейчас долг городского бюджета перед нашим предприятием за перевозку льготников достиг более трёх млн рублей».
Транспорт изнашивается, но денег на покупку новых машин просто нет. Не все бизнесмены выдерживают в таких условиях. На прошлой неделе несколько машин не вышли на маршруты «Микрорайон Щ – Белоусова», «Белоусова – Автовокзал», «Чемской бор – Центральный корпус». Соцсети взорвали возмущённые посты новосибирцев, которые очень долго простояли на остановках в ожидании транспорта. Хорошо, что сейчас не зима, а осень, причём дни стоят довольно тёплые. Мэрии пришлось срочно искать замену. Буквально на следующий день договоры с индивидуальными предпринимателями, которые проштрафились, расторгли. Но, скорее всего, это были только «первые ласточки». Ситуация может выйти из-под контроля.
А где деньги, Зин?
Перевозчики заявляют, что нужно срочно поднимать стоимость проезда или вскоре мегаполис останется без общественного транспорта. Как считают представители Транспортного союза Сибири, сегодня себестоимость проезда каждого пассажира – 59 рублей.
«Тариф на перевозку общественным транспортом не пересматривался уже несколько лет, а цены буквально на всё выросли, – говорит президент СРО «Транспортный союз Сибири» Валерий Новосёлов. – Многие машины изношены почти на 90 процентов. Их нужно капитально ремонтировать, а средств на это нет. Сегодняшний уровень тарифа не позволяет обеспечить стандарты обслуживания пассажиров, предусмотренные федеральным законодательством».
Перевозчики говорят, что нужно повышать стоимость проезда с учётом инфляции, то есть ежегодно. Мысль не новая. Вот только беда в том, что зарплаты новосибирцам ежегодно работодатели не повышают. Для многих проезд на работу – значительная статья расходов их бюджета.
Но проблема давно перезрела и отложить её решение не получится. «Аргументы и доводы перевозчиков, объясняющие необходимость пересмотра тарифа, я выслушал, – заявил министр транспорта и дорожного хозяйства НСО Анатолий Костылевский. – Но повышение должно быть экономически обоснованным, чтобы обеспечить возможность развития транспорта и выполнения социальных обязательств перед работниками отрасли. Пересматривать тариф, чтобы закрыть долги перевозчиков, – это неправильно. Он должен быть обязательно увязан с повышением эффективности работы транспортных предприятий. Муниципалитету необходимо предпринять грамотные управленческие решения, чтобы улучшить работу общественного транспорта. Нужно не только обновлять машины, но и оптимизировать маршруты, при этом учитывать потребности горожан. Окончательное решение региональный департамент по тарифам примет после тщательного анализа».
Насколько подорожает проезд – станет известно совсем скоро. Недаром велосипеды набирают популярность. Так что возможно, что велосипедистов на заснеженных улицах города станет больше?
Миллионы – на новые машины
Сегодня цена одной поездки в метро обходится пассажиру в 20 рублей, в автобусе – 19 рублей, на троллейбусе или трамвае – 18 рублей. Как считают некоторые эксперты в кулуарах, стоимость проезда в общественном транспорте, скорее всего, подорожает на 4 рубля. Из облбюджета в 2018 году выделят 2,7 млрд рублей на «обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта», в том числе 50 млн рублей – субсидирование перевозчиков на обновление подвижного состава.