Формальная причина: чиновники усмотрели в фильмах, демонстрируемых «Синемой», сцены «извращений сексуального характера» и охарактеризовали картины, признанные шедеврами мирового киноискусства, как «однобокие, поднимающие темы однополой любви и бисексуальных отношений».
Новосибирских кинолюбителей весть о возможном закрытии кинотеатра повергла в шок. Корреспондент «АиФ на Оби» встретился с известным киноведом Андреем МАЛОВЫМ, чтобы узнать его мнение о том, какова истинная причина нападок на кинозал и станет ли в нашем обществе меньше порнографии, если «Синему» закроют.
Именно Андрей Малов вот уже много лет предоставляет зрителям возможность посмотреть мировые киношедевры из собственной коллекции. Показы, организованные им, называются «Кино для продвинутых».
Вдумчивый зритель
— Поскольку администрацию «Синемы» обвинили в показе порнографии и даже в пропаганде фашизма, давайте объясним читателям, как трактуются эти понятия в теории киноискусства.
— Есть совершенно четкие определения порнографии и эротики. Порнографией считается показ эрегированного полового члена в момент эякуляции. Если этого нет, то все остальное — эротика. Скандал начался после того, как мы показали фильм Пазолини «Сало». Да, картина провокационная и достаточно сложная для восприятия: автор пытался вызвать ненависть к фашизму, в том числе и на физиологическом уровне.
Это вызвало возмущение наших чиновников.
— Кинозал «Синема» известен новосибирцам как единственный в городе центр некоммерческого кино, где можно посмотреть картины, не названные блокбастерами. Какие фильмы сейчас предпочитает вдумчивый зритель? Много ли таких в нашем городе?
— Немного — порядка 5–7% всех потребителей кинопродукции. Эта цифра примерно одинакова во всех крупных городах. Но даже для такой немногочисленной группы людей одного кинозала на весь город недостаточно, их нужно хотя бы два-три. А у нас собираются закрыть единственный!
Что касается предпочтений вдумчивого зрителя, желающего смотреть настоящее игровое кино, а не блокбастеры со спецэффектами, то, пожалуй, самыми посещаемыми картинами в последнее время были фильмы испанского режиссера Педро Альмодовара — «Все о моей матери», «Поговори с ней».
Это фильмы, на которых люди плачут. Из отечественных режиссеров самым востребованным до недавнего времени был Алексей Учитель, хотя последняя его работа — «Край» — вызвала разочарование. Популярностью у любителей некоммерческого кино пользуется Кира Муратова, которая в последние годы постоянно говорит: «Я не снимаю фильмы для публики. Я снимаю их для себя».
В меньшей степени — Сокуров, несмотря на то что недавно он получил «Золотого льва» за «Фауста».
А эмоций нет
— Изначально кино задумывалось как искусство — с игрой актеров и непременным катарсисом. Сейчас киноискусство развивается в направлении совершенствования спецэффектов. Почему?
— Есть две причины. Первая и главная — коммерческая. Те, кто работает в Голливуде, ориентированы на получение прибыли, а не на то, чтобы зрители испытывали катарсис во время просмотра фильма. Соответственно, на получение прибыли сработаны все блокбастеры.
Я их называю «баблостеры» — от слов «срубить бабло». Благодаря простеньким динамичным сюжетам, сопровождаемым все более изощренными спецэффектами, зритель на полтора часа погружается в фантастический мир и испытывает определенные ощущения от просмотра. Но выйдя из кинотеатра, он быстро забывает эти переживания. Фильм не оставляет никакого эмоционального шлейфа.
А чтобы получить ощущения снова, зритель опять идет на блокбастер со спецэффектами. Если же кино статичное, с медленно развивающимся сюжетом, то молодежь в зале примерно через 20 минут достает мобильники и начинает играть. Им скучно смотреть игровое кино.
Вторая причина тесно связана с первой: сегодняшняя молодежь старается избегать эмоциональных затрат. У нас на государственном уровне воспитывают общество потребления. Нам навязывают идеологию потребления: надо больше потреблять, а чтобы больше потреблять, надо больше работать.
Вся жизнь сводится к тому, что человек до изнеможения наработался, а потом получил удовольствие от того, что потратил заработанное.
В такой жизни нет места эмоциональным затратам.
— Как думаете, эта ситуация когда-нибудь изменится?
— Думаю, 5–7% людей все-таки останутся приверженцами высокой культуры. Культура — это последний оплот, отделяющий людей от примитивных физиологических потребителей, перед которыми вопросы духовности уже не стоят. Сейчас от тотального распространения низкопробной массовой культуры и порнографии нас подспудно удерживают православные традиции, которые наши отцы и деды, а за ними и мы, впитали с генами.
От того, что закроют кинотеатр, в нашем обществе не станет меньше порнографии. А вот что касается культуры и духовности... Боюсь, что через 3–4 поколения, когда общество окончательно глобализируется, мы утратим этот последний редут, который удерживает нас в рамках духовности, а именно веру.
И это очень печально.
— Напоследок хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Причина того, что чиновники решили закрыть кинотеатр, действительно порнография или что-то другое?
— Порнография — дымовая завеса. Просто чем человек невежественнее, тем с большей готовностью он спекулирует этим понятием. Истинная причина, думается, в том, что помещение на Каинской, которое кинозал «Синема» арендует у областной администрации, последняя могла бы использовать с большей рентабельностью.
Нападки на кинозал начались еще в 2008 году и продолжаются до сих пор. Надеюсь, нам все-таки удастся отстоять право новосибирцев смотреть некоммерческое кино.