Одна из главных достопримечательностей Новосибирска – зоопарк. О том, как удаётся этому огромному хозяйству выживать и развиваться, рассказывает Ростислав Шило, его директор.
Герда и Кай снова вместе
Новосибирский зоопарк – один из крупнейших в России и по территории (он занимает площадь 60 га), и по разнообразию птиц и животных, населяющих его. Причём коллекция постоянно увеличивается не только за счёт привозных животных – здесь удаётся добиться размножения редких и весьма капризных видов.
– Ростислав Александрович, говорят, что только в нашем зоопарке удаётся разводить очень редких птиц. Это правда или миф?
– У нас есть экспериментальное хозяйство, где разводим краснокнижных азиатских дикуш и савок, ареал обитания которых Дальний Восток. Там часть населения – корейцы – любят блюда из этих птиц, поэтому их отстреливают браконьеры. Чтобы сохранить уникальный вид, мы совместно с Институтом систематики и экологии животных СО РАН научились их размножать. Кстати, ни у кого в мире это не получается. Мы дикуш потом отпускаем на волю. За 15 лет работы природу пополнили уже более 500 наших птенцов. Азиатской савкой стали заниматься недавно, её тоже никто раньше не мог заставить размножаться, а у нас получается.
– Сейчас обсуждают в соцсетях то, как скучает белая медведица Герда по своему медвежонку. А Шилка скучает по маме?
– Медвежонок сейчас содержится в отдельном вольере с бассейном. У неё все замечательно – играет и купается. Расселить медведей было необходимо. Когда родилась Шилка, мы установили в вольере веб-камеру, и о наших белых медведях узнал весь мир: в день было порядка 1 млн 340 просмотров! Появились люди, которые круглыми сутками смотрели трансляцию и комментировали каждое действие работников зоопарка. То им не нравилось, как убирают, то ещё что-то, всё время находились поводы для негативных и даже агрессивных отзывов. Например, когда Шилку отсадили от Герды, стали писать, что медвежата должны находиться рядом с матерью до 2 лет, что нельзя их разлучать. Но эти «специалисты» не учитывают, что такое происходит в естественных условиях, когда мать должна научить медвежонка охотиться и выживать в дикой природе. В зоопарках медвежат отделяют и в 5–6 месяцев, когда мать уже дала свою норму молока и познакомила с окружающим миром. Мы консультировались с коллегами из Ижевского и Питерского зоопарков, где не раз у белых медведей рождалось потомство – всё делаем правильно. В планах было рассаживать медведей не в ноябре, а гораздо раньше. Но медведи всё время были вместе, поймать момент, когда они делают что-то раздельно, было сложно. Когда, наконец, удалось рассадить медведицу с детёнышем в разные вольеры, для общественности, привыкшей следить за их жизнью, это стало неожиданностью. Но в зоопарке часто отсаживают животных на карантин в отдельные клетки, например, перед их отъездом в другой город или даже страну. Мы должны по каждому случаю оповещать народ? С Шилкой получился резонанс, по большей части надуманный, потому что люди привыкли наблюдать за белыми медведями. Нас даже обвинили в том, что мы приучили людей сопереживать белым медведям. Но если бы стояли камеры у других животных, люди бы стали сопереживать им – такова психология. Когда веб-камера транслировала орангутангов – так же было много комментариев. Сейчас мы приняли решение отключить все камеры – нет ещё той культуры воспитания, чтобы просто смотреть и радоваться.
Но это не значит, что мнение новосибирцев для нас не важно. Чтобы услышать конструктивные предложения, мы недавно проводили опрос среди посетителей зоопарка: что им нравится или, наоборот, не нравится. Около тысячи новосибирцев смогли высказать своё мнение.
– Многих волнует вопрос: Шилка останется в новосибирском зоопарке или всё-таки уедет?
– Наш зоопарк участвует в международных и европейских программах по сохранению видов, это ко многому обязывает. Мы прислушиваемся к рекомендациям координаторов, которые ведут племенные книги и следят за тем, чтобы не было близкородственного смешивания редких животных, ведь это отрицательно сказывается на здоровье их потомства. Координаторы программы по разведению животных сразу после рождения детёныша настоятельно рекомендуют рассмотреть варианты, в какой зоопарк он потом может отправиться. Так и с Шилкой. Мы связываемся с коллегами из того зоопарка и после длительного согласования, которое может проходить до 8 месяцев, отправляем. Очень редко нам разрешают оставить молодняк. Для Шилки, когда она вырастет, подберут самца. А у нас уже есть Кай и Герда, которые сейчас очень радуются, что, наконец, воссоединились. Как оказалось, они не забыли друг друга.
– Какие новосибирские животные недавно пополнили другие зоопарки?
– Трёх амурских тигрят, которые родились 3 года назад, отправили в Чехию и Норвегию. Координаторы сообщили, что живущие в тех зоопарках тигры не состоят в родственных связях с нашими «кошками». Нам уже прислали фотографии, у животных всё замечательно. Будем и дальше переписываться, просить видеоролики – это нормальная практика.
В последнее время к нам по обмену прибыли: золотистый львиный тамарин, которого ещё называют игрункой или розалией, самка красного лемура вари. Приехавший самец мартышки Дианы из Германии поможет создать группу – у нас уже есть три самки этого вида. Недавно приобрели больших серых кенгуру. Зиму они проведут в павильоне для тропических животных, а летом их выпустят в вольер на улицу.
После дельфинария – дом для пингвинов
– Зоопарк постоянно строится. Как вам это удаётся? Какие новые объекты планируется открыть?
– Наш зоопарк – муниципальное предприятие, поэтому ежегодно Новосибирск перечисляет 10 млн рублей, но это лишь малая часть того, что необходимо. Корма для животных покупаются за счёт входных билетов, некоторых животных содержат спонсоры. Ежегодно проходит акция «Добрый урожай», когда фермеры и обычные люди приносят в зоопарк морковь, капусту, картофель. Есть ещё подсобное хозяйство в селе Барлак, где выращиваем зерновые культуры, крупный рогатый скот, свиней. Излишки, например молоко, продаём, что тоже помогает выживать.
Недавно возвели ещё и зимний павильон для мелких обезьян, крокодилов и пингвинов, остались только отделочные работы. Всё это уже на деньги зоопарка. К слову, координаторы жёстко следят за строительством сооружения для пингвинов. Требования высокие, в том числе к очистке воды. В России лишь в нескольких зоопарках содержатся эти интересные птицы. Если строительство будет идти по плану, дельфинарий и зимний павильон откроют свои двери для посетителей уже в середине 2015 года.
Планируем построить тёплый павильон для жирафов. Проект будем заказывать за границей, скорее всего, отдадим немцам.