Примерное время чтения: 8 минут
918

Эхо Гражданской войны. В Новосибирске сняли фильм о революции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ на Оби №18 03/05/2017
Чтобы стать патриотами, дети должны хорошо знать историю своей страны и края
Чтобы стать патриотами, дети должны хорошо знать историю своей страны и края / Ирина Якунина / АиФ

Досье «АиФ»

Елена Юрьевна Агамян.

Родилась 28 октября 1965 года. Окончила Дальневосточный государственный университет по специальности «журналистика», Новосибирский государственный университет по специальности «психология». Шеф-редактор ГТРК «Новосибирск», лауреат международных конкурсов. Автор телевизионных документальных проектов об истории Новосибирска, о людях, живущих в нашей области.

«Сейчас молодёжь не назовет вам  даты  октябрьских событий. Разве что вспомнит, что скоро будем отмечать  сто лет этому событию. Сейчас  это на слуху, благодаря СМИ. Но не стоит спрашивать  ни студентов, ни школьников  о предшественнице социалистической – февральской революции. Произошла контаминация всех событий 1917 года,  потому что нет знаний ни о последствиях одной, ни о причинах другой революции. Не интересно за давностью лет. Но интерес  всегда возникает вслед за знаниями. Историю познают через истории о  людях. Именно потому  каждый фильм, это,  прежде всего,  судьба и трагедия конкретного   человека, и только через нее можно понять судьбу и  трагедию всего народа,  -   уверена автор фильма «Львы революции» Елена АГАМЯН.

Куда исчезли знания?

Коллектив ГТРК «Новосибирск» к столетию революции снял документальный фильм, в котором показали кровавое и жестокое время в России — гражданскую войну.

Анастасия Мекле «АиФ на Оби»:  Елена Юрьевна, о революции так много уже сказали. Неужели вы нашли что-то новое? 

Елена Агамян: Да, мы не предполагали, что история становления Советской власти на территории Сибири  такая кровавая. Трагедия любой  гражданской  войны в том, что брат идет с вилами или винтовкой  на брата, отец на сына.

Ненависть и агрессия - вот что движет всеми в этот период. Причины их проявления  в том экзистенциальном ужасе, который испытывают  жители  воюющие друг с другом в одном государстве. Вопрос выбора – это главная дилемма. За кого воевать: за красных или за белых? Можно ли остаться в стороне? В любом случае человек делая выбор, проигрывает. Это закон гражданской войны, и зависимо от того, какая власть победит.

Авторы  фильма  ГТРК «Новосибирск» «Львы революции» не делают оценок. Не пытаются  оправдать жестокостью времени  кровожадность обеих сторон. Мы  изучали документы Государственного областного архива,  регионального архива ФСБ. Где герои революции часто сами откровенничают о своих деяниях. Так становится ясно, что с бандитизма начиналась повстанческая деятельность известного  революционера И.В. Громова. Красный террор по своей жестокости  состязался с белым.  Разбойные нападения с убийствами женщин и детей, казни заложников, по большому счету, истребление мирного  населения Сибири – это инструменты сторон в  классовой борьбе.

Те, кто уже посмотрел нашу работу, часто спрашивали: «Почему фильм не назвали «Гиены революции», ведь лев – это благородное животное». Но дело в том, что Лев — это один  из немногих хищников, который  в борьбе за власть, убивает членов своего прайда.  Кстати, Льва Троцкого называли «Львом революции», хотя о нем в фильме нет ни слова, но мы очень подробно дали в фильме исторический контекст событий 17 года. В этой обстоятельности нас даже потом упрекали, но считаем, что  без понимания исторических взаимосвязей трудно понять причины тех или иных событий.

Фильм рассчитан и на юную аудиторию, у которой не выстроена  картина революционных событий.

- И сейчас тема «цветных» революций актуальна. В Европе на митинги и демонстрации выходят в основном взрослые, а в России все чаще - молодые люди. Наша молодёжь более политически активна, или неокрепшим разумом легче манипулировать?

-Их легче вести за собой! Молодые ищут ответы на все вопросы, часто различая лишь черное и белое, без полутонов. Вдохновители и организаторы вооружают идеями молодых, а они, при наличии вождя и, собственно, революционной ситуации, готовы идти до конца. Одному из главных героев нашего фильма, было лишь 33 года, но уже тогда он считался опытным подпольщиком и революционером.  

- Есть, наверное, силы и желание, но уровень знаний очень низкий. В недавнем соцопросе о том, кто такой Ленин, многие молодые люди ответили: «Популярный диджей», другие говорили «какой-то военачальник». Что стало с нашей системой образования?

- Мы постоянно ее меняем. Мы не довольны тем, как были написаны советские учебники, мы недоумеваем,  по какому принципу их пишут сегодня. Возмущаемся  школьной  программой.  Например, во многих европейских школах  программу по истории, литературе и географии и другим гуманитарным дисциплинам, синхронизируют. У нас, к сожалению,   школьники изучают по литературе «Серебряный век», а по истории – Вторую мировую. На географии в это же время  субрегионы Латинской Америки. Как из этого набора дат, событий и точек на политической карте  может сложиться целостная картина определенного периода? Не удивительно, что позже Ледовое  побоище на Чудском озере старшеклассники  называют переломным  сражением  в Великой Отечественной войне.

- Вы говорите, что революционное время было кровопролитным и бесчеловечным. Но и в современности существует немало  жесткости. Нередко школьники выставляют жестокие драки в соцсетях. Что происходит в современном мире? Кто в этом виноват?

-Да мы все и виноваты. Глобальная дигитализация, технологии политические, в том числе. Мы виноваты. И надо понимать, что общество уже никогда не будет прежним. Существует такое понятие, как окно Овертона —логическое утверждение, которое мы берем на вооружение для того, чтобы манипулировать человеческим сознанием. Даже в высокоморальное общественное  сознание можно насадить любую идею. Так действия, которые раньше были неприемлемыми, немыслимыми  становятся  действующей нормой.. Автор этого понятия Джозеф Овертон утверждает, что человеческое сознание настолько гибкое, что при должном желании и пропаганде даже каннибализм можно привить обществу, как норму.

- Значит, пропаганда работает? И тогда можно формировать что-то и положительное?

- Это правда. Так в последние годы появился новый, вернее позабытый, для нашей страны  тренд вести здоровый образ жизни. Быть красивым, здоровым и успешным – это сейчас модно. Для того, чтобы это получилось, государство приложило немало усилий. Еще лет 7 назад были принята  национальная  программы, которая до сих пор работает на формирование этого образа.

- Несмотря на это, многие парни до сих пор стараются «откосить» от армии. Можно ли привить патриотизм молодому поколению?

- Мой сын лет десять назад сказал: «Я лучше отрежу себе палец, чем пойду служить». Но отношение к армии в обществе меняется, государство демонстрирует востребованность  тех, кто отслужил.  Сейчас в стране  уделяют много внимания  патриотизму. Но что такое патриотизм? Он эфемерен,  его нельзя подержать в руках  и это не объём накаченных мышц или полученных знаний. Сын, получив высшее образование, пошёл в военкомат и добросовестно отдал долг Родине. Уже сейчас быть патриотом становится модным.

Как защитить детей?

- Люди, рождённые в СССР, говорят, что в 80-хгосударственную пропаганду уже молодёжь не воспринимала. Многие мечтали сбежать из страны в поисках лучшей жизни. Почти в этом плане не изменилась ситуация и сейчас. Как сегодня развить в ребёнке любовь к родине?

- Уважение к родителям, чтение традиций, знание элементарных нормы культуры– это и есть формирование любви к своей стране. Для этого ведь немного нужно: жить честно, искренне ценить свое дело и тех, кто рядом. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах