На авторской выставке Татьяны Чикирской, которая открылась на прошлой неделе в ресурсном центре общественных объединений Ленинского района, представлены «портреты» зданий, отражающие авангардные стилевые направления архитектурных решений города Новосибирска в период 1920–1930 годов.
Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с новосибирским архитектором Татьяной Чикирской, обсудила с ней стиль современного города, и ту стилистику, которая рождалась в тридцатые годы прошлого века.
Кто сохранит историю?
Светлана Фролова, «АиФ-Новосибирск»: Вы обратили внимание на старый Новосибирск. А зачем вообще заниматься тем, что ветшает, плохо ремонтируется, не ценится горожанами?
Татьяна Чикирская: До поступления в магистратуру я не очень интересовалась стилистикой архитектуры Новосибирска 1920–1930-х годов. Но мой руководитель кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Евгений Владимирович Хиценко предложил эту тему, и она как-то сразу меня захватила. Сначала это был конструктивизм, и я начала это изучать. Бывает, идёшь по улице и видишь: вроде бы обычное здание… А потом приглядишься – на самом деле это не здание, а целая история!
Вскоре я влюбилась в эту стилистику. Ведь конструктивизм, авангард – это прежде всего красиво. В нём есть ещё к тому же что-то революционное: борьба с традициями, максимализм. Авангард ведь не только направление в искусстве. Он в прямом смысле является олицетворением развития творчества и культурной жизни прошлых лет. Для меня всё это очень привлекательно. Особенности авангарда – это в первую очередь целесообразность и практичность сооружений при обнажении истинной формы архитектурной оболочки.
Мне захотелось показать здание не в перспективе, а в плоскости холста: ритмы, конструктивистские шаги. И я просто сделала это для себя. А потом все мои «портреты зданий» постепенно сложились в такую выставку.
– Какие здания и почему попали на «портреты»?
– Дома, расположенные по Красному проспекту, которые соответствуют стилю авангард. В 1930-е годы в связи с тем, что Новосибирск получил статус центра Западно-Сибирского края, здесь активно перестраивалась центральная магистраль города – Красный проспект. Часть зданий уже имела привычный нам вид, некоторые ещё достраивались (здание крайисполкома) или реконструировались (бывшее Реальное училище). А вот строительство Дома с часами только начиналось. Сносили дореволюционную застройку, которая располагалась по красной линии проспекта перед зданием крайисполкома.
– Эти дома сохранили свой первоначальный вид или изменились?
– Дом Аэрофлота первоначально был бежевый, а сейчас – синий. Но я написала его синим, ведь мы уже в 2018 году. А ещё у меня есть идея к каждой картине сделать макет здания – как они выглядели в тридцатые годы. Собираюсь сделать это чуть позже. Вообще, когда я писала картины, меня больше интересовала их стилистика. Но, конечно, я занималась и их историей.
К сожалению, у большинства сооружений изменились нижние этажи: например, у построек общежития Промбанка, Сибкрайсоюза в процессе приспособления под торговые функции утратились первоначальные планировки, полы из метлахской плитки, кессонированные потолки.
У Сибревкома исчезли парапеты над карнизом по крыльям здания, надписи на аттике под гербом «Сибирский краевой исполнительный комитет советов» и над входом «1926», а также светильники на столбах.
Где центральная идея?
– Может быть, история какого-то из зданий вас особенно задела?
– Меня очень интересует, почему Дом офицеров Красной армии (Красный проспект, 59) не признали памятником архитектуры? Почему это здание архитектора Боброва, построенное в 1933 году, осталось без соответствующего статуса? Дело в том, что это бывший Дом коммуны, и он соответствует совершенно всем стилистическим особенностям конструктивизма. А из-за того, что у него нет статуса, со зданием происходят различные неприятные метаморфозы: со двора у подъезда возникла какая-то надстройка.., на доме она выглядит ровно как опухоль на шедевре. Вот для меня загадка и недоумение – почему так случилось…
– Какая из этих работ больше всего заняла у вас времени и кажется самой ценной для вас?
– Вот этот Дом с апсидой по адресу: Красный проспект,18 – закругляется на углу и нужно было показать объём в плоскости. Здание крайисполкома было построено в 1931–1932 гг.
Самое сложное – передать этот объём. И вообще, мне это здание очень нравится внешне. Поэтому и работа у меня эта самая любимая.
– Думаете, интересно было бы, если бы у нас весь город был застроен такими домами?
– Наверное, не очень. Если бы всё было в этой стилистике, Новосибирск выглядел бы… утопично, на мой взгляд. И всё же эта игра чёткой геометрии очень привлекает.
– А то, что сейчас у нас происходит в архитектуре, вам нравится? Как застраивается Новосибирск?
– Мегаполис строится слишком быстро и дёшево. Всё очень в стиле хай-тек (много стекла и металлических конструкций) и нет никакой центральной идеи, которая бы объединяла весь этот архитектурный винегрет.
– То есть разница очевидна: раньше идея была, а сейчас идеи нет?
– Да. Но в советское время и решение о застройке главных улиц принималось централизованно. А сейчас – нет.