Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с художником ЦУМа «Новосибирск» Сергеем Кошкаровым и узнал о том, как развивалась торговля в мегаполисе.
«Местная торговля взяла своё начало более двух веков назад, ещё до строительства железнодорожного моста», – рассказал специалист.
Как двигали ярмарки
![](https://static1-repo.aif.ru/1/d8/939347/c/a2bdf90a25880fa8f221fd2979a2f756.jpg)
Анастасия Медведева, «АиФ-Новосибирск»: Новосибирск – современный быстрорастущий город, где множество магазинов и торговых центров. Как здесь зародилась торговля?
![Аэропорт уже работает в штатном режиме](https://aif-s3.aif.ru/images/012/647/15eeb0cccfcfddbb3140a294281885a3.jpg)
Город стремительно рос и развивался. В расцвет советской эпохи тут построили несколько крупных универсальных магазинов, которые логично продолжили функции базара.
– Многие люди говорят, что в советское время товары были в дефиците, а продавцы нередко хамили покупателям, потому что знали: от них зависит, сможет человек купить вещь или нет.
![Бабьего лета в этом году не будет](https://aif-s3.aif.ru/images/012/665/7567b43ac633ff44ac1d1bc333af2908.jpg)
Когда в 1926 году построили здание Сибкрайсоюза и на первом этаже поместили большой универсальный магазин (под № 10), то там же сделали музей образцов товаров. То есть ассортимент был настолько мал, что продукцию выставляли в экспозиции и рассказывали посетителям, какой товар бывает в продаже.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/ed/939348/c/05edb0f6023d31ad175681cdd459ce67.jpg)
Перед открытием в 1967 году ЦУМа его полки наполнили товарами до отказа, чтобы не ударить в грязь лицом. Магазин планировали открыть до обеда, а толпа сибиряков ждала уже с утра. В торжественный момент люди так спешили попасть внутрь, что сломали стеклянные входные двери, устроив давку. После больших праздников, например 8 Марта, полки магазинов часто опустошали полностью. Неприглядный вид пустых стеллажей не устраивал руководство, и тогда работники торговли выставляли на полки все товары, которые имелись на складе. Например, могли выставить в 10 рядов лаки для волос. Но это было только на пару дней, потом товар подвозили. К слову, универмаг с 1967 года был лучшим магазином на территории от Урала до Дальнего Востока. По показателям товарооборота здесь торговали на уровне Москвы и Ленинграда.
Вернуть отечественное
![](https://static1-repo.aif.ru/1/b4/939349/c/26a2d3d59f383bb991d403f3fdbf6467.jpg)
– Сейчас мы наблюдаем обратную картину: товаров на любой вкус и цвет полно, были бы деньги. Есть проблемы у торговли сейчас?
![Нынешняя схема движения автотранспорта в Новосибирске возникла стихийно](https://aif-s3.aif.ru/images/012/664/f364a23b12d5540d07acde67127f2726.jpg)
К слову, в одном из универмагов Новосибирска в отделе тканей в 50-х годах работал мужчина, который начинал свою трудовую деятельность ещё мальчиком в дореволюционном купеческом магазине в должности приказчика. Он так привык встречать знатных гостей, что и в советское время каждой приходящей даме говорил «Meрси, здравствуйте». И никто не осуждал пожилого мужчину за такие «буржуазные» выходки.
– Сергей Степанович, вы человек творческий. Почему именно тема истории зарождения торговли в нашем мегаполисе вас заинтересовала?
![](https://static1-repo.aif.ru/1/29/939350/c/0572bf8542892c0565a9dc700781c858.jpg)
– Я начал работать в ЦУМе в 1995 году. Однажды на юбилей нашей сотрудницы я преподнёс ей в подарок календарь с размещёнными на нем фотографиями ЦУМа, которые относились к разным периодам его истории. На праздник были приглашены ветераны предприятия, которые проработали в торговле много лет. И я увидел, как все гости заинтересованно смотрели на фотоснимки магазина – кто-то вспоминал, как прошло здесь его детство, как назначал возле универмага свидания. И тогда я понял, что люди любят ЦУМ, как и весь наш город, и что для них важна история местности, где прошла их жизнь и молодость. Ведь каждый человек должен знать и помнить свою историю, чтобы передать её потомкам и сохранить свои традиции и культуру. При этом бывает интересно погрузиться в какую-то определенную её область. Именно так я заинтересовался историей развития торговли в мегаполисе.