С 1 июля 2020 года в России ответственность за установку и эксплуатацию приборов учета электроэнергии перешла от потребителей к энергетическим компаниям.
В многоквартирных домах за это теперь отвечает «Новосибирскэнергосбыт», а у прочих потребителей и в частных домах – сетевые организации. В Новосибирской области крупнейшей из таких организаций является акционерное общество «Региональные электрические сети».
Сегодня компания уже смонтировала десятки тысяч новых приборов учета. Но вопросов у потребителей меньше не стало. Поэтому в АО «РЭС» решили разъяснить новосибирцам все тонкости этого процесса и ответить на самые распространенные вопросы об установке счетчиков электроэнергии, чтобы развеять возможные сомнения и предубеждения.
Почему счетчик «выносят» и что в нем «умного»?
Устанавливая приборы учета для индивидуальных жилых домов, АО «РЭС», как правило, монтирует их на ближайшей к дому опоре линии электропередачи. По сути, расчетный счетчик переносится из дома на улицу, поэтому его и называют «выносной прибор учета».
Интеллектуальные приборы учета отличаются от традиционных счетчиков тем, что оборудованы цифровыми интерфейсами для возможности дистанционной передачи показаний. Благодаря удаленному доступу энергетики могут контролировать напряжение в сети, нагрузку, вести анализ технических параметров. Качество электроснабжения будет выше.
Менять или оставить
В соответствии с действующим законодательством энергетики устанавливают, меняют и допускают к эксплуатации счётчики электроэнергии, если старые отсутствуют, вышли из строя, или у них истёк срок эксплуатации или межповерочного интервала, а также в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Сетевая организация, по закону, также имеет право устанавливать современные приборы учета, независимо от состояния имеющихся, в рамках создания комплексных автоматизированных систем учета.
Поэтому рано или поздно все существующие приборы учета всё равно заменят на новые, отвечающие современным техническим требованиям, с возможностью удаленного получения и передачи данных.
Кому это выгодно?
Бытует мнение, что «уличный» счетчик специально ставят, чтобы «побольше накрутить» объем потребления электроэнергии.
Специалисты АО «РЭС» однозначно заявляют, что махинации здесь исключены – все автоматизировано и прозрачно. Счётчик считает столько, сколько электроэнергии потребил абонент. Поэтому установка выносных приборов учета выгодна прежде всего самим потребителям.
Во-первых, показания счетчика снимаются дистанционно и передаются автоматически, потребителю. Теперь не нужно тратить на это время и следить за своевременной передачей данных.
Во-вторых, отследить показания можно на дисплее пульта, который выдается каждому потребителю безвозмездно.
В-третьих, нет необходимости впускать посторонних в дом, особенно в условиях пандемии.
Убрав старый счетчик в доме, можно разместить на его месте что-то более полезное для дома.
Сами сотрудники сетевой организации, которые живут в частных домах, устанавливают точно такие же выносные приборы учета. Это тоже свидетельствует, что в установке новых счётчиков нет какого-либо умысла.
А вот недобросовестным потребителям надо помнить, что, если будет выявлена преднамеренная порча имущества АО «РЭС», то материалы передадут в правоохранительные органы, и виновных привлекут к ответственности и взыщут ущерб.
Как оплачивать электроэнергию и куда обращаться?
После установки нового счетчика АО «РЭС» оформляет необходимый пакет документов, направляет их в АО «Новосибирскэнергосбыт». Там вносят изменения в базы данных для дальнейшего начисления платы за потребленную электроэнергию по показаниям нового прибора учета.
Этот процесс занимает определённое время, поэтому в течение этого переходного периода начисления выполняются по среднему уровню потребления и впоследствии они корректируются по показаниям вновь установленного прибора учета.
Миф про «накрученное потребление» возник именно из-за этого. Поэтому, получив в первый месяц после установки нового счетчика квитанцию с большей, по сравнению с обычной, суммой, не паникуйте. Как только установленный прибор учета зарегистрируют в системе и внесут актуальные показатели потребления, будет выполнен перерасчет. Если вы исправно оплачивали счета с начислениями по среднему уровню потребления, то, скорее всего, вам даже не придется оплачивать электроэнергию в следующем месяце.
Если возникли вопросы по начислениям, нужно обращаться в АО «Новосибирскэнергосбыт», а по вопросам установки или допуска прибора учета – в соответствующий филиал сетевой организации (АО «РЭС»). Важно не путать эти компании, так как у каждой из них своя зона ответственности и отдельные подразделения по взаимодействию с потребителями.
О компании:
Акционерное общество «Региональные электрические сети» (www.eseti.ru) – системообразующее электросетевое предприятие энергосистемы Новосибирской области, которое занимается передачей и распределением электроэнергии, а также оказывает услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.