Примерное время чтения: 5 минут
98

Что стало причиной крушения Ту-154?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. «Аргументы и Факты на Оби» 06/06/2012
Фото: Сергея ИВАНОВА

   Катастрофа над морем

   В октябре 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. В этой катастрофе вместе с экипажем погибли 78 человек, большинство — граждане Израиля. Украина, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семь­ям погибших моральную  компенсацию общей суммой 5,6 млн долларов.  

   Между тем Меж­го­су­дар­ственная авиационная комиссия (МАК) в 2004 году  обнародовала результаты расследования этого инцидента. Была найдена большая  часть обломков самолета. После их обследования эксперты пришли к выводу, что в  воздухе лайнер получил «множественные пробоины от металлических предметов  сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части  зенитной ракеты». Специалисты сделали вывод, что в Ту-154 попала ракета С-200  — как раз в это время в Крыму проходили учения украинских ПВО. 

    Авиакомпания «Сибирь» (сейчас — S7), справедливо считая себя пострадавшей  стороной, в 2004 году подала в хозсуд Киева иск к Минобороны Украины и  Госказначейству на общую сумму 15,32 млн долларов. Как пояснили в  авиакомпании, в этой сумме учтены стоимость самого самолета Ту-154М (6,37 млн  долларов), расходы, связанные с расследованием катастрофы (197,4 тыс. долларов), расходы на страховку (17,4 тыс. долларов), упущенная выгода в связи с потерей самолета (4,83 млн долларов), а также моральный ущерб (3,9 млн долларов). Дело в том, что владельцы компании — супруги Филевы — попали в очень непростую ситуацию: им пришлось объясняться и поддерживать родственников погибших, кроме того, пострадала репутация компании. По словам Владислава Филева, он не  спал несколько ночей. 

   Экспертиза местного пошиба  

   Но Украина не спешила выплачивать деньги авиакомпании «Сибирь».  Более того, в 2008–2010 годах по инициативе Минобороны была проведена  дополнительная экспертиза Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ). На этот раз  специалисты сделали другой вывод: они утверждали, что самолет Ту-154 не  мог быть сбит украинской зенитной ракетой в 2001 году. При этом эксперты  не указали других причин катастрофы. К слову, представители компании  «Сибирь» отметили, что эксперты комиссии КНИИСЭ до этого не имели  опыта расследования авиакатастроф, поэтому и вывод их вполне мог быть  ошибочным. Кроме того, трое из экспертов были сотрудниками Харьковского авиационного университета, который находится в прямом подчинении Минобороны. Как говорится, комментарии излишни. 

   В октябре прошлого года авиакомпания «Сибирь» подала к Минобороны Украины иск на ту же сумму — 15,32 млн долларов — в Апелляционный хозяйственный суд Киева. Апелляция основывалась уже на законодательстве Украины — в ней была ссылка на ст. 104 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а точнее на то, что суд не полностью выяснил обстоятельства, которые имели значение для дела. И в связи с этим пришел к выводам, которые не соответствуют действительности. 

   Однако на днях Апел­ляционный хозяйственный суд Киева отказал авиакомпании «Сибирь» в праве взыскать с  Министерства обороны Украины 15,32 млн долларов. Об этом сообщает  правовая группа «Павленко и Побережнюк», представляющая интересы  авиакомпании в суде. Основным аргументом отказа стало предположение  экспертов комиссии КНИИСЭ, что источник поражения самолета мог  находиться как снаружи, так и внутри лайнера — в частности, мог  представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком  внутренней части самолета и его внешней оболочкой». А вот специалистов  МАК, которые проводили расследование катастрофы, суд вообще не  захотел выслушать.

   Первый заместитель директора Сибирского научно- исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Владимир ДРАГОЧИНСКИЙ подчеркивает: «Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий (МАК) — это серьезная организация, которой можно доверять. Скорее всего, ее специалисты сделали верные выводы».  

   Другие специалисты также отмечают, что МАК добросовестно провела расследование: были найдены и собраны почти все фрагменты не только самолета, но даже начинки ракеты. По характеру разрушений самолета все было понятно. В пресс-центре авиа­компании «Сибирь» сообщили: «О дальнейших шагах по этому делу мы официально объявим после того, как компанией будут получены и рассмотрены документы с мотивировкой отказа». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах