Катастрофа над морем
В октябре 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем. В этой катастрофе вместе с экипажем погибли 78 человек, большинство — граждане Израиля. Украина, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям погибших моральную компенсацию общей суммой 5,6 млн долларов.
Между тем Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) в 2004 году обнародовала результаты расследования этого инцидента. Была найдена большая часть обломков самолета. После их обследования эксперты пришли к выводу, что в воздухе лайнер получил «множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты». Специалисты сделали вывод, что в Ту-154 попала ракета С-200 — как раз в это время в Крыму проходили учения украинских ПВО.
Авиакомпания «Сибирь» (сейчас — S7), справедливо считая себя пострадавшей стороной, в 2004 году подала в хозсуд Киева иск к Минобороны Украины и Госказначейству на общую сумму 15,32 млн долларов. Как пояснили в авиакомпании, в этой сумме учтены стоимость самого самолета Ту-154М (6,37 млн долларов), расходы, связанные с расследованием катастрофы (197,4 тыс. долларов), расходы на страховку (17,4 тыс. долларов), упущенная выгода в связи с потерей самолета (4,83 млн долларов), а также моральный ущерб (3,9 млн долларов). Дело в том, что владельцы компании — супруги Филевы — попали в очень непростую ситуацию: им пришлось объясняться и поддерживать родственников погибших, кроме того, пострадала репутация компании. По словам Владислава Филева, он не спал несколько ночей.
Экспертиза местного пошиба
Но Украина не спешила выплачивать деньги авиакомпании «Сибирь». Более того, в 2008–2010 годах по инициативе Минобороны была проведена дополнительная экспертиза Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ). На этот раз специалисты сделали другой вывод: они утверждали, что самолет Ту-154 не мог быть сбит украинской зенитной ракетой в 2001 году. При этом эксперты не указали других причин катастрофы. К слову, представители компании «Сибирь» отметили, что эксперты комиссии КНИИСЭ до этого не имели опыта расследования авиакатастроф, поэтому и вывод их вполне мог быть ошибочным. Кроме того, трое из экспертов были сотрудниками Харьковского авиационного университета, который находится в прямом подчинении Минобороны. Как говорится, комментарии излишни.
В октябре прошлого года авиакомпания «Сибирь» подала к Минобороны Украины иск на ту же сумму — 15,32 млн долларов — в Апелляционный хозяйственный суд Киева. Апелляция основывалась уже на законодательстве Украины — в ней была ссылка на ст. 104 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, а точнее на то, что суд не полностью выяснил обстоятельства, которые имели значение для дела. И в связи с этим пришел к выводам, которые не соответствуют действительности.
Однако на днях Апелляционный хозяйственный суд Киева отказал авиакомпании «Сибирь» в праве взыскать с Министерства обороны Украины 15,32 млн долларов. Об этом сообщает правовая группа «Павленко и Побережнюк», представляющая интересы авиакомпании в суде. Основным аргументом отказа стало предположение экспертов комиссии КНИИСЭ, что источник поражения самолета мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера — в частности, мог представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолета и его внешней оболочкой». А вот специалистов МАК, которые проводили расследование катастрофы, суд вообще не захотел выслушать.
Первый заместитель директора Сибирского научно- исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина Владимир ДРАГОЧИНСКИЙ подчеркивает: «Комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационных происшествий (МАК) — это серьезная организация, которой можно доверять. Скорее всего, ее специалисты сделали верные выводы».
Другие специалисты также отмечают, что МАК добросовестно провела расследование: были найдены и собраны почти все фрагменты не только самолета, но даже начинки ракеты. По характеру разрушений самолета все было понятно. В пресс-центре авиакомпании «Сибирь» сообщили: «О дальнейших шагах по этому делу мы официально объявим после того, как компанией будут получены и рассмотрены документы с мотивировкой отказа».
Что стало причиной крушения Ту-154?
Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. «Аргументы и Факты на Оби» 06/06/2012Также вам может быть интересно
- В Новосибирской области могут упасть части ракеты-носителя
- Новосибирец ответит в суде за аварию с самолетом на 7 млн рублей
- Родственники погибших новосибирцев просят выяснить причину авиакатастрофы
- В Новосибирске завели уголовное дело по факту обрушения стены убойного цеха
- Японская авиакомпания включит новосибирский аэропорт в свой маршрут