На днях родственники погибших в самолёте ТУ-154 передали Владимиру Путину, президенту России, и Юрию Чайке, генеральному прокурору РФ, письма с просьбой о возбуждении уголовного дела по авиакатастрофе.
4 октября 2001 года самолёт ТУ-154 авиакомпании «Сибирь», летевший по маршруту Тель-Авив – Новосибирск исчез с радаров над Чёрным морем. Самолёт так и не приземлился в Аэропорту Толмачёво. И сегодня, спустя 14 лет, в этой трагедии нет полной ясности. Между тем точно известно, что в это время Украинская армия проводила учения ПВО в районе Чёрного моря. Поэтому многие эксперты высказывали версию, что российский самолёт могла сбить ракета С-200 во время учений, ведь дальность её полёта по техническим характеристикам достигает 300 км.
Сразу после авиакатастрофы в России было возбуждено уголовное дело. Борис Калиновский, президент фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив–Новосибирск (у него в той авиакатастрофе погиб отец Виктор Калиновский), рассказал: «После расследования, проведённого следователями прокуратуры и Межведомственной комиссией Межгосударственного авиационного комитета (МАК), было выяснено, что самолёт был сбит ракетой войск ПВО Украины, которые проводили учения на берегу Чёрного моря. После этого, в декабре 2001 года, уголовное дело было отправлено в Генеральную прокуратуру Украины, а в России оно было прекращено».
Генеральная прокуратура Украины в сентябре 2004 года уголовное дело тоже закрыла, поскольку расследование не установило объективных данных, достоверно указывающих на то, что Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск. Правда, была ещё одна попытка установить истину: уголовное дело в связи с этой авиакатастрофой возобновили в 2007 году, но вскоре снова закрыли.
На судебном заседании в Киеве по иску авиакомпании «Сибирь» было предоставлено экспертное заключение Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Минюста Украины и Харьковского университета Воздушных Сил, смысл которого заключался в том, что украинская ракета не могла преодолеть расстояние до самолёта, поразив его. Между тем в останках самолёта были найдены доказательства. Но Хозяйственный суд Киева в сентябре 2011 года вынес решение: в иске отказать.
Однако родственники погибших в авиакатастрофе над Чёрным морем сомневаются в объективности украинских правоохранительных органов, проводивших расследование.
В своём нынешнем письме активисты подчёркивают: «Мы считаем, что фактически произошло убийство 78 ни в чём не повинных граждан, которые в этот момент находились на территории РФ (самолёт является частью территории РФ), поэтому расследование этого преступления должно проводиться российскими правоохранительными органами. Просим возбудить уголовное дело по факту авиакатастрофы».
Над Чёрным морем. Возобновят ли расследование загадочной авиакатастрофы?
Приговор в отношении бывшего руководства аэропорта «Толмачево» вступил в силу
Прокуратура Новосибирска вернула на доследование дело Татьяны Мозго
Пропавший в НСО самолет Ан-2 врезался в гору