За полгода произошло 53 авиа-ционных события, из которых
43 специалисты назвали инцидентами, 7 – повреждениями воздушных судов. Случилось три катастрофы, в которых погибли 7 человек. Львиная доля всех неприятностей связана с малой авиацией.
Человеческий фактор
По словам западно-сибирского транспортного прокурора Дениса Костенко, основная причина всех инцидентов и катастроф на воздушном транспорте – человеческий фактор: «Неопытность, переоценка собственных сил и игнорирование норм безопасности».
Так, пилот из Томска, 25 июля разбившийся под Новосибирском на частном самолёте, совершил типичную «ошибку новичка». «У него не было разрешения на полёты в условиях ограниченной видимости. Взлетев в густом тумане, человек через 10 минут потерял ориентацию и почти вертикально вошёл в землю», – объяснил Денис Костенко.
Самонадеянность погубила двух жителей Горного Алтая, которые 16 июля полетели в сторону Барнаула, но, совсем немного не дотянув до конечной точки маршрута, допустили сваливание воздушного судна и упали в районе Чуйского тракта.
При похожих обстоятельствах 21 апреля в Хакасии разбились двое мужчин. Экспертиза показала, что оба были пьяны.
Пассажирский воздушный флот хоть и не на 100%, но защищён от подобных явлений тотальным контролем со стороны различных проверяющих ведомств. В этом году транспортная прокуратура проверила на профпригодность 2,5 тысячи пилотов, 550 человек технического персонала и 10 учебных заведений, в которых готовят специалистов для авиации. Как результат 230 пилотов направлены на переобучение, 40 авиатехников отстранены от работы, одно учебное заведение закрыто.
Сбой в системе
Впрочем, не всегда причиной авиакатастроф становятся ошибки пилотов. Восемнадцатого февраля в Томской области разбился вертолёт Ми-8, выполнявший санитарный рейс из труднодоступного района. Погибли три человека. Расследование показало, что у машины произошёл сбой в системе управления. Сейчас прокуратура проводит проверку в отношении завода, на котором делали ремонт этого узла.
Порой виновниками авиаинцидентов становятся птицы, а в последнее время и квадрокоптеры. Так, в Октябрьском районе Новосибирска возбудили уголовное дело в отношении видео-
оператора, который без всяких разрешений запускал в небо дрон, тем самым создавая угрозу
безопасности полётов.
Авиапассажиры, говорит Денис Костенко, чаше всего жалуются на задержку чартерных рейсов по причине технических неисправностей и отсутствие резервных судов. За полгода прокуратура вынесла несколько сотен представлений именно за это нарушение.
Ещё одно нарушение закона, которым часто грешат авиакомпании, – овербукинг, или двойная продажа билетов. В России эта практика запрещена. Хотя в некоторых странах авиакомпании совершенно законно продают на рейс больше билетов, чем мест в самолёте. «Это допустимо там, где развитая маршрутно-транспортная сеть и пассажир, оставшийся без места в одном самолёте, может через час улететь следующим рейсом. У нас в такой ситуации людям приходится ждать следующего самолёта сутки, а то и больше. Это неприемлемо», – объяснил Денис Костенко.
Под надзором Западно-Сибирской транспортной прокуратуры
■ 9 субъектов РФ
■ 38 крупных авиационных объектов
■ 320 площадок малой авиации
■ 250 самолётов отечественного производства
■ 180 самолётов иностранного производства