Летать сегодня модно: число экстремалов, которые рвутся в небо, стремительно растёт. Но при этом увеличивается и число трагедий. В российском законодательстве ещё есть «белые» пятна, которые используют некоторые недобросовестные воздушные перевозчики, считает Юрий Рожко, начальник Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Когда нет гарантий и страховки
— Недавно в районе озера Белё Республики Хакасия мотодельтаплан с пассажиром на борту рухнул в воду. Один погибший. Стало известно, что полёт выполнялся в нарушение воздушного законодательства. Почему таких случаев становится больше? Наверное, достоянием общественности становятся не все подобные факты?
— Сейчас идёт интенсивный рост полётов воздушных судов в гражданской авиации общего назначения (АОН), то есть корпоративной, спортивной, любительской. К сожалению, многие частные владельцы воздушных судов не соблюдают всех норм и правил законодательства в этой сфере. К тому же нередки случаи, когда воздушные суда различных организаций и частные владельцы выполняют коммерческие полёты, прикрывая свою деятельность целями и задачами АОН.
Хотя при этом они фактически ведут деятельность, которая относится к коммерческой авиации. Как это ни печально, число жертв действительно увеличивается. На 8 августа с воздушными судами авиации общего назначения России в 2014 году произошло 14 авиационных происшествий, в которых погибли 19 человек. За тот же период 2013 года — 9 авиационных происшествий, погибли 6 человек.
— Что вы имеете в виду под пробелами в законодательстве?
— Наверное, тогда и страховка не предусмотрена при несчастных случаях?
— Совершенно верно, ведь такая деятельность незаконна. Нужно знать, что ни у владельца, ни у пилота не может быть документа, разрешающего этот вид деятельности. Кроме того, на владельца воздушного судна АОН не распространяются требования Воздушного кодекса по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. А это значит, что при катастрофе или аварии не может быть ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Поэтому гражданам не стоит пренебрегать собственной безопасностью. Лучше вообще не пользоваться незаконными платными услугами владельцев и частных пилотов воздушных судов АОН.
— Как узнать, что летает самолёт незаконно?
— Покупая билет или вступая на борт воздушного судна, не стесняйтесь требовать показать свидетельство пилота, свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна и сертификат лётной годности воздушного судна, которое должно быть выдано только Федеральным агентством воздушного транспорта. Нужно убедиться в том, что сертификат лётной годности не истёк. При малейших сомнениях в безопасности полёта лучше от него отказаться.
На радиосвязь не вышел
— Интересно, а маршрут полётов они согласовывают с диспетчерами?
— Частные пилоты часто нарушают федеральные правила использования воздушного пространства. Если пилот в определённое время не выходит на связь с диспетчером, начинается операция по его поиску и спасению, используются воздушные суда государственной и гражданской авиации. Каждый час поисково-спасательного воздушного судна в воздухе обходится в крупную сумму в зависимости от его типа. На поиск судов привлекаются огромные людские и материальные ресурсы. При этом в большинстве случаев вылет для поиска и спасения оказывается ложным. Как правило, частные пилоты просто элементарно недисциплинированы. Например, 6 мая прошлого года пилот вертолёта Робинсон-44 после посадки в районе Киренска не доложил время прибытия. На вызовы диспетчера и пролетающих экипажей не отвечал. Из-за неправильных действий пилота поисково-спасательные силы на аэродромах Братск и Ванавара были приведены в готовность.
12 августа этого года в Республике Алтай пилот частного вертолета Робинсон-44 в нарушение федеральных правил не вышел на связь с диспетчером в установленное время. Диспетчеру не отвечал. Время отсутствия связи с экипажем составило 3 часа. Подняли по тревоге поисково-спасательное воздушное судно с аэродрома в Барнауле, полёт которого составил около 3 часов. Затраты обошлись в 300 тысяч рублей.
— Предполагается ли ответственность за подобные нарушения?
— За нарушение федеральных правил (ст. 19 Воздушного кодекса РФ) во время использования воздушного пространства нашей страны грозит административная ответственность. Сумма штрафов — от 2 до 300 тысяч рублей. В тех случаях, когда причинён тяжкий вред здоровью или гибнет человек, виновному грозит уголовная ответственность.
Специалисты нашей организации как контролирующего государственного органа проводят проверки и пресекают нарушения во время эксплуатации воздушных судов АОН. Но необходимо, чтобы и сами люди ценили собственную жизнь и понимали, что они сильно рискуют, если соглашаются на незаконные полёты с частными перевозчиками.
О госте номера
Юрий Рожко, начальник Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.