Начальник новосибирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Сергей Сметанин считает жизнь без неба пресной.
Фотогалерея Небесный экстрим: как новосибирцы прыгают с парашютом>>>
Варвара Канаева, nsk.aif.ru: — Недавно в Бердске разбился парашютист. Многих это потрясло. Почему так случилось?
Сергей Сметанин: — Во всем мире ежедневно совершается несколько тысяч прыжков, и случается такое, что гибнут люди. Бывает, отказывает техника, но чаще всего это вина человека — спортсмен самовольно меняет программу прыжка или не соблюдает технику безопасности. По поводу этого случая окончательный вывод ещё не сделан, работает комиссия. Предварительные итоги — совпадение двух факторов: производственно-конструктивный недостаток системы парашюта и человеческий. Парашютист слишком поздно раскрыл запасной парашют, который не успел наполниться и затормозить. Парень недавно окончил курсы. Новичок. Когда этот спортсмен проходил инструктаж, он был абсолютно адекватен, все понимал, делал всё, как нужно. Почему так случилось — вопрос остаётся без ответа.
Перебирать бумаги скучно
В.К.: — Каким был ваш первый шаг в бездну?
С.С.: — Стремительным! Мне кажется, что первый раз прыгать не страшно — просто потому, что ещё не знаешь, чего бояться. Уже потом, с опытом, понимаешь, что могло бы случиться, если бы… Но первый раз — самый прекрасный, потому что совершенно неожиданно для себя открываешь радость полёта, ни с чем не сравнимое ощущение свободного парения в небе.
В.К.: — Почему выбрали парашютный спорт?
С.С.: — Когда я был молодым и отчаянным, хотелось в небо, а потом это стало профессией и образом жизни. Я, например, не представляю, как люди могут ежедневно ходить в офис, сидеть за столом, перебирать бумаги, пусть и очень важные.
Первые шаги в небо всегда запоминаются. Наш инструктор Владимир Петухов, очень смелый, спортивный парень, рассказывал, что, когда он впервые подошёл к двери самолёта с парашютом за спиной, ему хотелось просто стоять и любоваться видом. А вот прыгать он особого желания не испытывал… После гудка сирены инструктор ласково сказал ему: «Пошёл!» Он спросил: «Куда?!», но инструктор уже устал ждать, поэтому легонько подтолкнул его к выходу. Потом он рассказывал, что после того, как открыл парашют, ощутил настоящее блаженство!
В.К.: — Вы тренируетесь ночью или в плохую погоду?
Кстати: | |
---|---|
►Стоимость прыжка с парашютом: 3 тысячи рублей — самостоятельный прыжок, 6 тысяч рублей — с инструктором. ►Не допускаются к прыжкам люди весом менее 50 кг и более 100 кг. ►Нельзя прыгать с парашютом людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, болезнями глаз, а также тем, у кого были в прошлом переломы ног и таза. |
С.С.: — Лучшая погода для прыжка — безоблачный, безветренный день — в таких условиях прыгают и новички, и профессионалы. Если спортсмен проходит серьёзную подготовку, то в его программу входят и приземление на воду, и прыжки в ночное время или в плохую погоду, и прыжки с небольшой высоты — с 200 метров. Такие упражнения под силу лишь очень квалифицированным спортсменам.
Свадьба в облаках
В.К.: — Есть ли праздники, которые вы или ваши друзья предпочитаете проводить в воздухе, под парашютом?
С.С.: — Полёт — это всегда праздник, и можно просто сделать себе подарок в виде очередного прыжка. Вот недавно счастливая пара молодожёнов отметила свадьбу в воздухе. Сначала молодые люди повенчались в храме, потом приехали на аэродром, привезли с собой нотариуса. Возле самолёта состоялась регистрация, а потом смелая пара поднялась на борт и совершила прыжок с парашютом. Они в воздухе даже за руки держались, хотя для новичков это сложно. Прыжок был первым и у невесты, и у жениха. После приземления говорили, прыгнуть с парашютом было их заветной мечтой. Согласитесь, они выбрали лучший день для исполнения желаний! Самое замечательное, что свадебный дресс-код был соблюдён: на невесте был белый спортивный костюм и фата, на женихе — чёрный костюм для прыжков и галстук.
В.К.: — Какие проблемы у малой авиации сегодня?
С.С.:— Первая проблема — несовершенство законодательства, которое не даёт малой авиации возможности развиваться, тормозит её. Очень сложна регистрация воздушных судов. Чтобы зарегистрировать самолёт, нужно в течение нескольких месяцев обивать десятки бюрократических порогов, собрать множество документов, причём не факт, что эта деятельность увенчается успехом — в регистрации и получении сертификата лётной годности могут отказать.
Вторая проблема касается аэродромной земли. Например, в Мочище есть прекрасный, хорошо оборудованный аэродром авиации общего назначения. На нём проводится обучение будущих профессиональных летчиков, механиков, парашютистов. Часть земли под него взята в аренду частным лицом, часть — в федеральной собственности. Чиновники из правительства региона решили, что по аэродрому, через федеральные земли, прямо по взлётной полосе, пройдёт трасса то ли регионального, то ли федерального значения. Но тогда придётся закрыть аэродром, самолёты не смогут взлетать. Разговоры о том, что аэродром можно перенести на другую площадку, нельзя назвать продуманными. На тех пустырях, где предполагается его разместить, нет коммуникаций — не подведены электричество и вода, нет ограждений. То есть для того, чтобы минимально оборудовать новое место, нужно около 25 миллионов рублей. Где их взять? Кроме этого, чтобы создать новый аэродром, нужен не год — минимум пять лет.
Новосибирский летчик Михаил Русских знает, откуда беды нашей авиации>>>
Аэродромы ДОСААФ (в Бердске и Евсино) тоже испытывают огромные проблемы. Недавно у бердской администрации появилась идея — застроить огромное аэродромное поле. Чиновников можно понять — на 400 гектарах можно построить огромное количество торговых центров и элитных жилых домов. Доход от этого будет несравненно выше, чем от аэродрома. Но тогда у детей и взрослых не будет возможности научиться летать…
В.К.: — А как в других регионах?
С.С.: — В Кемеровской области более серьёзно относятся к проблемам малой авиации. Ведь она может значительно облегчить решение многих проблем региона — например, возьмёт на себя почтовые обязанности, займётся грузоперевозками, будет помогать в тушении пожаров, выполнять функции скорой помощи для жителей отдаленных деревень. Под Кемерово есть «Танай-комплекс», главный учредитель которого — администрация области. Зимой на этой базе занимаются профессиональные лыжники, посещают её и спортсмены-любители. Весной, летом и осенью на Танае летают на самолётах, прыгают с парашютом. Новосибирская область выделяет деньги на обучение молодёжи — новосибирцы едут в Кемеровскую область, переводя туда все финансирование. А могли бы учиться у себя.