Александр Александрович встретился с нашим корреспондентом, чтобы рассказать о своих впечатлениях, касающихся поездки в Швецию, поделиться с читателями планами на будущее и секретами активного долголетия.
— Александр Александрович, вам приходилось раньше участвовать в мероприятиях подобного уровня?
— На чемпионат мира я попал впервые. Дело в том, что по правилам спортсменам старше ста лет обеспечивается бесплатное участие в этом турнире. А в прошлом году я побывал на чемпионате Европы в Чехии. Чемпионат мира среди ветеранов по настольному теннису проводится раз в два года, в промежутке между этими мероприятиями — чемпионаты Европы, таким образом, ежегодно ветераны могут участвовать в выездных турнирах. На этот раз чемпионат проходил в Швеции, страна северная, там было довольно прохладно. Я с собой захватил свитер, хотя его носила дочь Ольга — она живет в Киеве и сопровождает меня в таких поездах. Всего в Стокгольм прибыли три с половиной тысячи гостей, правда, многие приехали просто отдохнуть, попить пиво, погулять. Самую большую делегацию представляли немцы — около 800 человек, вторыми по составу стали шведы, а третьими — японцы (более 300 участников).
Японцы спрашивали про любовь…
— Как вас там принимали?
— На чемпионате уже знали о моем прибытии — я был самым старшим участником. Меня особо выделили, как персону: был приготовлен именной стул, кроме того, мне вручили специальный пригласительный билет на открытие чемпионата с приглашением выступить перед участниками. Представили сразу после победительницы прошлого чемпионата, дамы в инвалидной коляске. Когда сообщили о моем возрасте, в зале долго аплодировали. Сразу после торжественной части ко мне устремились желающие пообщаться: корреспонденты и участники. Больше всех меня мучила японская делегация — они снимали на видеокамеры, очень дотошно выспрашивали, что я ем, когда просыпаюсь, что вижу во сне. Даже про любовь — как, мол, вы относитесь к женщинам? Я отвечаю — ну как? Приятно с ними общаться, они же вызывают в человеке положительные эмоции… Многие со мной фотографировались.
— Каких спортивных успехов удалось достичь на чемпионате?
—На моем счету в этом чемпионате одна победа. Проблема в том, что там не было участников, близких мне по возрасту: самым старшим было не более 85 лет. Да, играл еще бывший чемпион Франции, ему уже 86, и он в неплохой форме. Честно говоря, я плоховато вижу — после операции по удалению катаракты зрение, конечно, улучшилось, но уследить за мячиком бывает нелегко.
Билеты из колбасного магазина
— Какое впечатление на вас произвели Швеция, Стокгольм?
— Нам с дочерью пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Еще в Новосибирске меня предупредили в нашем спорткомитете, что в Швеции могут быть проблемы с разменом денег. Мы не приняли это во внимание, и действительно нам пришлось тяжело — все банки не имеют наличности, проблемно было поменять евро на кроны.
Кроме того, у нас возникали сложности с приобретением билетов на транспорт: они сами, видимо, ездят по проездным. А когда мы пытались купить билеты в метро, нас отправили за ними… в магазин. Мы зашли в ближайшую лавочку, видим: продавец отпускает кому-то сосиски. Стали искать другую кассу, но оказалось, что билеты именно у того, кто торгует колбасными изделиями. Купили два билета на час — там их дают на конкретное время, а на обратном пути снова пришлось идти в магазин.
Город очень дорогой: мы как-то зашли в кафе, взяли по бокалу пива 0,5 — каждый бокал обошелся в 400 рублей.
В Стокгольме мне очень понравился музей — вокруг старинного корабля, который подняли со дна моря, построили высокое здание, там показана история кораблестроения. Еще впечатлил музей Астрид Линдгрен — возят по зданию на таком забавном лифте, показывают разных сказочных героев, очень необычно…
В прошлом году после чемпионата Европы в Чехии впервые удалось побывать в Париже, там поразило количество арабов и чернокожих на улицах (их там большинство). В Швеции такого нет, чаще встречаются люди европейской внешности.
В целом Стокгольм понравился — красивый город, особенно старые районы, однако новые постройки, как наши хрущевки, довольно однообразные.
— Происходили ли какие-нибудь забавные ситуации?
— Была ситуация: зашли мы как-то в торговый центр, смотрим, группа девушек разворачивает плакат, на котором нарисовано сердце и что-то еще. Оказалось: день объятий. Одна уже и руки распахнула… Пришлось обняться — ну я, чтобы знала, так прижал, что запищала!
Дело в чудесной купели?
— Планируете ли вы принимать участие в подобных турнирах в будущем?
На следующий год будет чемпионат Европы в Германии, в Бремене, я пока думаю, ехать или нет. С одной стороны, хотелось бы, потому что язык все же понимаю: моя мама была немкой, и я стараюсь учить его. Но слишком это все хлопотно — как сказала моя дочь, после того как в Стокгольме еле-еле удалось оторваться от группы корреспондентов, слава — тяжелое бремя. А вот на очередной чемпионат мира, который будет проходить в Новой Зеландии через два года, попасть бы хотелось — страшно только, что перелет такой долгий. Радует, что в это время там будет зима, значит, сильной жары не будет. К тому же мы постараемся слишком в лес не углубляться, чтобы нас не съели, как Кука.
— И традиционный вопрос: расскажите нашим читателям, в чем секрет вашего долголетия?
— Главный секрет долголетия? Я и сам пытаюсь это анализировать. Может быть, это связано с тем, что когда-то я окунулся в чудесную купель... Под Москвой есть Новоиерусалимский монастырь, рядом с которым течет речка Иордан. Считается, что тот, кто окунется в ней три раза, будет долго жить. Вот лет 40 назад я окунулся... Может быть, секрет в этом? Что касается образа жизни, могу сказать одно — во всем должно быть чувство меры. И еще: не надо переживать, если что-то произошло. Если ты не можешь изменить ситуацию, нужно просто ее принять.