Важно, чтобы каждый сибиряк, получивший аттестат зрелости, выбрал свою дорогу, а не оказался случайным человеком, занявшим чужое место. В этой связи на первый план выходят вопросы ранней
профориентации. Хорошо, когда подросток ещё в среднем школьном звене определяется с призванием, идёт в специализированный класс с углублённым изучением предметов, которые ему интересны, потом получает практические навыки по этим предметам в колледже, после поступает в вуз – и дальше всю жизнь занимается любимым делом.
Опережающее развитие… школьников
Профориентация и специализированные классы – отнюдь не новшество в системе образования. Едва ли не в каждой школе есть физико-математический класс, естественно-научный, гуманитарный и так далее. Но в свете сегодняшних реалий, говорит ректор Национального исследовательского Томского гос-университета Эдуард Галажинский, глубоких знаний в области отдельных школьных предметов может оказаться мало для того, чтобы быть конкурентоспособным. В Томске уже несколько лет действует система опережающего развития школьников по дисциплинам будущего: IT-технологии, робототехника, бионика, генетика. Причём ребята изучают эти разделы науки не только в школьных стенах, но и в технопарках, кванториумах, дающих простор для практической деятельности.
И. о. заместителя губернатора Кемеровской области Елена Пахомова рассказала о действующем в регионе проекте «Сто дорог – одна моя». Кузбасс, как, впрочем, и другие регионы Сибири, нуждается в высококвалифицированных рабочих кадрах. Здесь ребятам ещё с детского сада начинают рассказывать о героике шахтёрского труда, романтике геологических экспедиций, о настоящих мужских профессиях – водителя, тракториста, комбайнёра.
Но, говорит Елена Пахомова, настоящая профориентация невозможна без участия работодателей в образовательном процессе. А с этим, сетуют представители системы образования, проблема почти везде. Крупных компаний, в которых готовы курировать учебный процесс, брать на практику студентов, – единицы.
Интернатура для педагогов
Полпред президента в СФО Сергей Меняйло, разъясняя последний майский указ президента, говорит, что основная задача всей системы образования сегодня – создать условия для того, чтобы каждый человек мог выстраивать индивидуальную траекторию развития: «Главное, чтобы все сто дорог не вели в один и тот же забой. Я против тезиса о том, что сын горшечника должен быть горшечником. Навязывание мотиваций – это перегибы советского прошлого. Хотя, вообще-то, в советском прошлом было много хорошего, в том числе и система образования».
По мнению Сергея Меняйло, нужно развивать сетевое взаимодействие вуза, ссуза и школы, чтобы в студенческих аудиториях оказывались не случайные люди, пришедшие туда по совету родителей или за компанию с приятелем, а ребята целеустремлённые, уже убедившиеся в правильности своего выбора в колледже или техникуме, «потрогавшие руками» будущую профессию.
Представители сибирской высшей школы сошлись во мнении, что технологический прорыв, о котором всё время говорят на федеральном уровне, невозможен без педагогических кадров нового качества. Ректор Красноярского педагогического университета им. Астафьева Валерий Ковалевский говорит о необходимости создания интернатуры в педагогических вузах по аналогии с интернатурой в медуниверситетах, когда студенты после получения диплома постигают профессию на практике под конт-ролем опытных коллег. Ведь даже выпускникам с красным дипломом нельзя сразу доверить принимать решения, касающиеся жизни и здоровья людей. Валерий Ковалевский предлагает организовать педагогическую интернатуру на базе какого-нибудь крупного сибирского вуза, а кураторами для интернов назначать победителей конкурсов профессионального мастерства.