Закон об обязательном лицензировании УК вступил в силу с начала года. Он предусматривает всего три основных требования: наличие недисквалифицированного руководителя; наличие персонала, обладающего минимальным набором навыков; раскрытие информации о финансовой деятельности УК.
Куда уходят деньги?
Несмотря на такие несложные условия лицензирования, 14 новосибирских управляющих компаний его не прошли. Все по одной причине – они не раскрыли информацию о том, сколько денег собрали с жильцов и на что эти деньги потратили. Остаётся только догадываться, какая двойная или тройная бухгалтерия была у этих компаний. Еще 40 УК, обслуживающих сегодня жилой фонд в населённых пунктах Новосибирской области, даже не заявлялись на лицензирование. По закону компании, не получившие лицензии, не могут продолжать свою деятельность. Это означает, что десятки домов в НСО, которые обслуживались этими УК, могут оказаться брошенными.
Проблемы у всех владельцев жилья в изношенном жилом фонде одинаковые, рассказывает Евгений ПОНОМАРЁВ, начальник государственной жилищной инспекции Новосибирской области. Весной это затопленные подвалы и протекающие крыши, зимой – неубранный снег, осенью – неисправная система отопления.
Впрочем, бывают случаи и посерьёзнее – когда управляющие компании шантажируют жителей, заставляя их соглашаться с повышением тарифов. «Не проголосуете за повышение – мы откажемся от вашего дома и обслуживать вас будет некому», – говорят собственникам.
Неужели на зарвавшихся коммунальщиков как не было, так и нет управы? Вообще-то жилищная инспекция и прокуратура обязаны по каждой жалобе собственников жилья проводить проверку и принимать меры. Например, в виде штрафов, которые сегодня составляют 250–300 тыс. руб. для юрлиц. Суммы штрафов видятся чрезмерными даже представителям контролирующих органов. «Если мы начнём размахивать этой дубиной во все стороны, то просто разрушим рынок услуг ЖКХ, – говорит Александр Иванов. – Для мелких УК такой штраф – это мгновенная смерть, а для больших – постепенный путь к банкротству». Чтобы не обанкротиться, УК штрафные риски закладывают в тарифы. Таким образом, выплачиваются эти штрафы всё равно из денег собственников.
Тем не менее за прошлый год в региональный бюджет в виде штрафных отчислений от управляющих компаний поступило 32 млн руб. – цифра самая большая в РФ. Евгений Пономарёв предлагает: эти деньги должны из казны возвращаться в систему коммунального хозяйства в виде областных и муниципальных целевых программ по ремонту жилья.
Кто кого шантажирует?
По данным Александра Иванова, в муниципальную жилищную инспекцию поступает порядка 300 обращений в день. Он не сомневается: львиную долю проблем можно решить не на уровне жилинспекции, а на уровне общения жителей с руководством УК. Именно в сфере выстраивания коммуникаций (не сантехнических, а вербальных) УК сегодня недорабатывают.
Владельцы управляющих компаний считают, что на фоне ужесточающегося государственного контроля за УК необходимо делать жёстче и требования к потребителям коммунальных услуг. Четвёртая часть собственников жилья не платит за ЖКХ. В каждой второй квартире, не оборудованной счётчиками, есть люди, которые живут без прописки, соответственно, не оплачивают потребляемые ресурсы. У УК не так много рычагов воздействия на злостных неплательщиков – обрезать провода, поставить заглушку на канализацию. Но прежде чем это сделать, УК должна соблюсти ряд формальностей. По мнению Андрея Харланова, это сводит на нет усилия по борьбе с неплательщиками.