Выставка «Питер Пауль Рубенс и его время», начавшая работу в Новосибирском художественном музее, таит в себе множество секретов, о которых не догадываются посетители. О некоторых деталях, оставшихся «за кадром», рассказывают специалисты музея.
При организации выставочных проектов главная цель работы команды музея, рассказала директор НГХМ Екатерина Болдырева, состоит в том, чтобы гости получали от просмотра экспозиции только положительные эмоции. Первые посетители «Рубенс и его время» отмечают: экспозиция получилась очень яркая, зрелищная. За счет чего специалистам музея удалось добиться такого эффекта?
На выставке представлены графика и живописные работы. Центром экспозиции является картина Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» из фондов Ирбитского музея изобразительных искусств, история восстановления которой удивительна. Екатерина Болдырева отметила: «В процессе подготовки выставки у специалистов НГХМ возникла идея интеграции фонда музея с привезенными экспонатами, чтобы разбавить графические работы и создать смысловое единство сюжетов». Так выставку органично дополнили живописные работы западноевропейских мастеров XVII века из собрания Новосибирского художественного музея.
Высоко оценили результат такой интеграции и специалисты Ирбитского музея. Сергей Мурзин, первый заместитель генерального директора музея, обратил внимание, насколько гармонично вписались картины из фондов Новосибирского художественного музея в экспозицию и выигрышно дополнили ее.
Этот факт еще раз показывает насколько ценные, а иногда и редкие, с точки зрения истории искусства, реликвии хранятся в НГХМ.
Выставка была подготовлена и смонтирована в рекордные для музейных проектов сроки – за полтора месяца. Дизайнер проекта Константин Прусов сообщил: в течение короткого времени был разработан дизайн-проект, которым предусмотрено, что зритель должен получать комплексное эстетическое удовольствие не только от картин, но и от обстановки, в которой их наблюдает. Техническая подготовка проекта выставки – это сложный, кропотливый процесс, важен точный расчет всех декоративных и информационных элементов.
Работа «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» размещена в самом большом зале, ценное произведение находится за бронированном стеклом, для него разработана сложная система крепления.
При монтаже выставки была использована система музейного света. Как зритель увидит те или иные детали произведения, зависит от правильной освещенности. Перед специалистами музея стояла сложная задача – удовлетворить требованиям по сохранности работ: для гравюр и для живописи необходим разный уровень освещения. Также при установке света учли комфорт для посетителей.
Куратор проекта Ольга Шабалина добавила: «На выставке представлено большое количество гравюр – что само по себе является большой редкостью, так как они очень хрупкие и редко выставляются в выездных проектах».
Для того чтобы посетители смогли наглядно увидеть, на каком оборудовании печатались гравюры, в экспозицию включен офортный станок. Сотрудники НГХМ рассмотрели много вариантов офортных станков, однако необходимый экспонат был найден в детской школе искусств в Искитиме. Было решено представить на выставке небольшой учебный станок, чтобы показать зрителям, что многовековая традиция жива и не изменилась.
Директор НГХМ Екатерина Болдырева подчеркивает большую роль выставки не только как художественного, но и образовательного проекта. Музеем разработана специальная программа просветительских мероприятий, среди которых авторские лекции и мастер-классы, в том числе для детей.
0+