Даша и Саша дружили больше года – общались в соцсетях, иногда встречались.
Однажды Саша попросил Дашу сфотографироваться обнажённой и выслать ему фото. Девушка возмутилась. «Значит, ты меня не любишь», – заявил Саша и предложил разорвать отношения. На следующий день Даша выслала доказательство своей любви. Через месяц молодые люди расстались.
После этого интимные фото наивной школьницы пошли гулять по Интернету. Девушка не могла выйти из дома – во дворе и в классе на неё показывали пальцем. Чтобы уберечь дочь от самоубийства, родители Даши переехали в глухую деревню, где нет Интернета.
Кто ты, незнакомец?
Мария НАМЕСТНИКОВА, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете, говорит, что такие случаи происходят часто: «Соцсети, игры и взрослый контент – главные источники угроз детям в Интернете». Причём дети из провинции подвергаются киберугрозам даже больше, нежели жители столицы, поскольку в глубинке родители тратят меньше денег на техническое обеспечение безопасности в сети, а учителя не столь продвинуты в гаджетах, как московские коллеги.
По данным исследований, 72% юных сибиряков проводят в чатах и соцсетях не меньше четырёх часов в день – во время учебного года и «сидят» там с 10 утра до 7 вечера в каникулы.
Одна из главных угроз, подстерегающих юных пользователей, – опасные незнакомцы. У этого виртуального извращения есть название – «груминг»: некто, познакомившись с ребёнком, часто под видом ровесника, что усыпляет бдительность не только ребёнка, но и родителей, просит отправить эротические фото. Потом требует ещё, шантажируя уже имеющимися. Таким образом порнографический контент ширится, тиражируется и продаётся.
Другое опасное для подростков явление – кибербуллинг, травля в сети. В той или иной степени через конфликты со сверстниками проходят многие. Но если раньше можно было начать жизнь заново, перейдя в другую школу, то теперь от насмешек и оскорблений практически невозможно спрятаться – в новом коллективе найдётся кто-нибудь, кто видел тебя в «одноклассниках».
К киберугрозам относятся и необдуманные онлайн-покупки, которые дети совершают при помощи родительских банковских карт. Опасными могут быть даже невинные поисковые запросы. Один мальчик спросил у «гугла», как склеить модель, имея в виду модель самолёта. В ответ он получил список ресурсов с руководством по пикапу.
Куда бегут от реальности?
Проблема безопасного поведения в Интернете настолько актуальна, что уроки на эту тему проводят в школах, причём не только учителя, но даже сотрудники Интерпола. Чтобы дети не интересовались вредоносными сайтами, нужна альтернатива – ресурсы патриотической, познавательной направленности. Но работать над этим некому! «Большинство специалистов в системе образования – люди старшего возраста. Им не под силу тягаться с подростками в освоении гаджетов. Учителей, способных увлечь детей информатикой и направить это увлечение в нужное русло, – единицы», – говорит Лариса АНИКИНА, начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии Новосибирска.
Сегодня есть специальные программы, способные блокировать запрещённый контент. Но «даже самое надёжное защитное решение не заменит разговор по душам. Если в семье царит доверительная атмосфера, позволяющая без страха и стеснения обсуждать любые темы, то ребёнка не завербуют в ИГИЛ и он без сожаления расстанется с «другом», ведущим разговоры на интимные темы», – уверена Мария Наместникова.