Неделю назад самолет из турецкой Антальи вылетел в Новосибирск только сутки после изначально заявленного времени, а через пару дней уже рейс из Новосибирска в Анталью был отложен из-за неисправности самолета. На какие услуги со стороны компании-перевозчика могут рассчитывать пассажиры, оказавшиеся в такой ситуации?
Вне зависимости от того, регулярный это или чартерный рейс, национальный перевозчик или авиакомпания-лоукостер — права пассажиров в случае задержки рейса одинаковы и регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами (в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах пассажиров дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции).
Авиакомпания должна сообщить, почему и на сколько задерживается рейс (пункт 74 Федеральных авиационных правил). Если рейс задержал российский перевозчик, для дальнейшей подачи претензии надо поставить штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации.
В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы причина – нелетная погода, то компенсация не полагается.
Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета необходимо сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, тогда деньги не вернут.
Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае они не имеют права брать доплату с пассажиров. Все расходы несет авиакомпания.
Если полет подразумевает пересадку по одному билету, и пассажир опоздал на второй рейс из-за задержки первого, то его бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Все услуги предоставляются пассажирам бесплатно – за счёт компании-перевозчика!