Мэр Новосибирска Анатолий Локоть подвёл итоги 2018 года и рассказал о планах на следующий. Многие крупные проекты, начавшись в этом году, будут развиваться и дальше.
О достижениях и начинаниях
Президент страны принял важное решение о реконструкции Академгородка. Эта программа развития и преобразования нужна для того, чтобы вдохнуть вторую жизнь в научный центр. Нужно, чтобы молодёжь, которая получает первоклассное образование в Академгородке, не уезжала. Но для этого необходимо создать хорошие условия для работы и жизни.
В 60-е годы здесь был создан современный научный городок. Но с тех времён его инфраструктура обветшала, в том числе и столбы освещения, и дороги, и тротуары. Не хватает школ, детсадов, спортивных объектов. Считаю, что в разработке концепции плана по благоустройству и вообще всех проектов должны принимать участие и академики, и сотрудники мэрии. При общем «мозговом штурме» находятся лучшие решения.
Перегружены школы и в других районах города. В этом году сдали 4 новые школы, в том числе современную – для глухих и слабослышащих детей. Министр образования РФ Васильева, когда была у нас с рабочим визитом, оценила её по достоинству. «Это лучший проект, который я видела в России!» – сказала она. В 2019 году планируется сдать ещё 4 школы и 7 новых детсадов с ясельными группами.
О транспортной сети
В 2023 году в Новосибирске запланировали провести молодёжный чемпионат мира по хоккею. Подготовка к нему уже идёт. Огромного кропотливого труда стоила разработка проекта нового современного ледового дворца (ЛДС), его привязка к месту. Проектно-сметная документация ЛДС и станции метро «Спортивная» сейчас проходит госэкспертизу. Метро возле ЛДС – наше преимущество, например, в Минске, Уфе, где также проходили соревнования, его нет. Чтобы не усугублять ситуацию с транспортом, здесь будет построена развязка.
Сегодня число автомобилей в городе достигло 560 тысяч, а двигаются они в основном по главным улицам. Прямым, как стрела, Красным проспектом мы по праву гордимся. Но у этого есть и оборотная сторона – ему нет альтернативы. Поэтому и пробки в центральной части города. Нужно менять подходы, создавать альтернативные автомагистрали. Сейчас специалисты работают над новым генеральным планом Новосибирска. В этом документе постараются учесть все особенности столицы Сибири. Я уверен, что решение проблемы, как избавиться от автозаторов на дорогах, кроется в комплексном подходе к этой проблеме. Специалисты разрабатывают карту развития инфраструктуры дорожно-транспортной сети города. Запланировано увеличить число платных автопарковок в центральной части мегаполиса. Мы не стали привлекать инвесторов, как это сделали в других городах. В Новосибирске этим занимается муниципальное учреждение, все заработанные средства идут на благоустройство парковок.
В 2019 году в Дзержинском районе будет решена проблема с ж/д переездом, из-за которого автомобилисты теряют много времени. Напомним, что в 2018 году построили новую дорогу на улицах Колонды и Фадеева. Магистраль стала значительно шире, но проблема пробок здесь всё ещё остаётся. Снять её должен новый переезд через ж/д пути.
В следующем году продолжим строительство новой дороги по улице Титова к «Чистой Слободе». В этом году успели перенести коммуникации, дорожники подготовили покрытие под асфальт из песка и щебёнки. В асфальт дорога оденется уже в 2019 году.
О благоустройстве
За счёт федеральной программы в городе планируется реконструировать ещё 10 объектов. Мы провели всеобщее голосование, больше всего голосов новосибирцы отдали за Мемориал Славы. К юбилею Победы закончим реконструкцию и мемориала, и прилегающей территории.
Ждут преобразования и площадь Ленина. Это центр столицы Сибири, её однозначно необходимо благоустраивать, менять концепцию. Сейчас четверть площади или даже треть занимает огромная автомобильная бесплатная парковка, которая портит вид. Когда проводятся городские мероприятия, автомобили оттуда убирают, и тогда от внушительного пространства площади дух захватывает.
Кстати, недавно появился инвестор, готовый вкладывать свои средства в благоустройство центра города, и я предложил на месте нынешней бесплатной автопарковки возвести фонтан. Однако у инвестора свои планы, он выбрал другую точку для строительства «сухого» фонтана – в Центральном парке. Я согласился с таким решением.
В прошедшем году мы успели благоустроить 226 дворов многоквартирных домов, которые были выбраны по наказам избирателей. Программа будет продолжена.
О ЖКХ
В начале нынешней зимы подключение отопительной сети мегаполиса проходило не гладко. Износ городских сетей высок, необходима модернизация всей сложной системы. Дело в том, что была приостановлена два года назад программа «200 на 200», и результат не заставил себя ждать. По программе на условиях софинансирования (компания выделяла 200 млн руб., ещё по 100 млн – областной и городской бюджеты) проходила замена изношенных магистральных труб. Сейчас необходимо заключать с СГК новое соглашение.
Сегодня в собственности СГК – магистральные теплосети, у муниципалитета (МУП «Энергия») – локальные котельные и теплосети, которые разветвляются от магистральных по дворам. СГК арендует эти сети, но хочет получить в собственность полностью всю инфраструктуру города. Переговоры идут, но пока соглашение не достигнуто. Мы исходим из понимания: выгодно ли это Новосибирску? Сегодня МУП «Энергия» средства, полученные от аренды СГК, направляет на ремонт и замену своих участков, и они в гораздо лучшем состоянии, чем магистральные. Не скрою, есть вопросы к качеству и надёжности. Мы не понимаем – насколько эффективна деятельность СГК?
Ещё один очень важный аспект – контроль, ведь отчёт на бумаге написать можно, а что на самом деле? Мы настаиваем на том, чтобы в орган управления компании входили и представители муниципалитета. Только так можно контролировать: куда направляются финансовые потоки, поступающие от населения, насколько эффективно они используются? Сколько фактически старых труб заменили новыми? Пока общего решения нет, но надеюсь, что придём к нему.