Почему инвалиды по-прежнему не пользуются пандусами в общественном транспорте, и как получилось, что новые детские сады сдаются без соблюдения требований доступности, разбирался корреспондент «АиФ на Оби».
Времени жалко?
Программа «Доступная среда для инвалидов» в Новосибирске принята ещё в 2012 году. За это время удалось оборудовать многие социально значимые объекты пандусами и тактильными и цветовыми полосами для людей с плохим зрением. Пусть список этих мест не такой длинный, но он постепенно растёт. Уже сейчас по городу ходит 122 экипажа общественного транспорта с низким полом, в которые удобно заезжать на коляске. Конечно, чтобы попасть на них, нужно заранее рассчитывать время выхода из дома, и всё-таки это лучше, чем совсем ничего.
Между тем проблем по-прежнему много. «На днях мне пришлось стать свидетелем такой картины, – рассказал Влад Щедровицкий, житель Новосибирска. – Подъехал трамвай, из него выполз на четвереньках человек с ампутированными ниже колена конечностями. На улице шёл дождь, и на остановке собралась небольшая лужа. Он встал коленями прямо в эту лужу, а его жена тем временем выкатила инвалидную коляску. Мужчина ухватился руками за поручни коляски, ловко запрыгнул в неё, и они покатили дальше».
Мы поинтересовались у кондукторов, часто ли они опускают пандус, если с ними едет инвалид-колясочник. «Чтобы открутить пандус, нужно просить водителя, и мы простояли бы на этой остановке не меньше 15 минут. А возить пандус открученным нельзя, потому что тогда не закрываются двери», – рассказала кондуктор трамвая № 13.
Получается, на одной остановке нужно 15 минут, чтобы заехать, и на другой столько же, чтобы выехать. За это время позади трамвая соберётся паровозик из четырёх составов. Кондуктор призналась, что боится негативной реакции пассажиров на получасовую задержку.
Инвалиды и сами это прекрасно понимают и стараются как можно меньше пользоваться услугами общественного транспорта. «Я для себя решила, что это очень неудобно, и доступным этот транспорт является лишь на бумаге, – качает головой Мария Сапрыкина, жительница Новосибирска, которая несколько лет назад в автоаварии получила травму позвоночника. – Если мне нужно куда-то поехать, я стараюсь вызвать такси или прошу кого-то из знакомых подвезти меня».
Новые и недоступные
Что касается доступности общественных зданий – театров, кафе, больниц и других объектов социальной инфраструктуры, то здесь всё упирается в недостаток средств. Многие дома старого фонда приспособить для колясочников сложно и дорого. В Москве лифты иногда устанавливают снаружи здания, но там и новые станции метро строят гораздо чаще. А для Новосибирска всё это пока недоступные мечты.
Однако дело не только в деньгах. «По российскому законодательству с 1999 года нельзя вводить новые объекты социальной инфраструктуры – больницы, детские сады, школы, магазины, жильё – без соблюдения требований по доступности. Однако вводят, и даже в прошлом году так было!» – возмущается Игорь Гал-Савальский, председатель Новосибирской областной организации ВОИ.
Речь идёт о некоторых детских садах, построенных за последние 5 лет. Эту информацию подтверждает Ирина Мануйлова, депутат Госдумы РФ.
«Мы совсем недавно завершили большой проект: ввели много новых детских садов. К сожалению, не все эти учреждения соответствуют требованиям доступности. Скоро мы приступаем к строительству школ. Проект ещё более масштабный, планируем построить 52 новых здания и отремонтировать более 200 уже имеющихся. И важно не повторить эти ошибки», – продолжает депутат.
По словам Гал-Савальского, чтобы переделать одно здание в соответствии с необходимыми нормами, в среднем требуется около 15–18% от суммы, уже вложенной в его строительство. Но если обеспечивать доступность объектов на этапе проектирования и строительства, это будет дороже всего на 2–3% от сметной стоимости. Получается, если мы хотим быть бережливыми, делать это нужно на самых ранних этапах. Но пока строители экономят на спичках, власти разоряются на наружных лифтах и неудобных пандусах.