Примерное время чтения: 4 минуты
307

Новосибирскую команду «Кон-Тики» салютом встречал крейсер Аврора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ на Оби №50 09/12/2015
Ксения Матвеева / АиФ

Связать морской узел из каната, с помощью которого сам Тур Хейердал управлял своим легендарным плотом Кон-Тики, может каждый посетитель музея Кон-Тики в Новосибирске. А ещё – почитать письма, написанные рукой знаменитого путешественника, побывать в каюте, в такой же, какая была на плоту из 9 бревён и в которой Хейердал с пятью единомышленниками и попугаем в 1947 году пересекли Тихий океан, преодолев путь в 7964 км за 101 день.

На самодельном плоту до Обской губы

Фрагмент настоящего каната с Кон-Тики новосибирскому музею передал Халфдан Танген, руководитель направления маркетинга и коммуникаций музея Кон-Тики в Осло (Норвегия). В столицу Сибири он приехал, чтобы поздравить с 40-летним юбилеем клуб юных путешественников «Кон-Тики», при котором недавно образовался музей.

Его в 1975 г. придумал Олег Маркин, учитель физкультуры из школы № 11. Тогда за путешествиями Хейердала пристально следил весь мир. И молодой педагог Маркин – в том числе. По примеру Хейердала ученики Маркина на самодельном плоту прошли Обь до самой Обской губы, где начинается полярный круг. Потом были плавания по высокогорному озеру Иссык-Куль, Ладожскому, Онежскому водохранилищам, Азовскому и Каспийскому морям, походы по крупнейшим российским рекам. На Неве новосибирскую команду «Кон-Тики» салютом встречал крейсер Аврора.

Воспитанником клуба юных путешественников из столицы Сибири был Матвей Шпаро. Его имя занесено в книгу рекордов Гиннесса за уникальные восхождения, в которых участвовали в том числе и люди с ограниченными возможностями. Так, в 2000 году Шпаро совершил переход через Гренландию. В его группе был человек на инвалидной коляске.

В 70–80-е годы прошлого века клуб был своеобразным «методом пряника» для поддержания успеваемости и дисциплины. Брали только тех, кто хорошо учится и активно участвует в общественной жизни. «Если к нам приходил ученик, у которого было шесть двоек к концу четверти, а потом становилось пять, он оставался в клубе», – вспоминает Михаил Кирсанов, руководитель новосибирского клуба «Кон-Тики».

В «лихие 90-е» объединение юных путешественников едва не прекратило своё существование. Но теперь клуб возрождён.

Горячее проявление холодной войны

Халфдан Танген выразил надежду на дальнейшее сотрудничество между музеями в Новосибирске и в Осло и на налаживание молодёжного туристического обмена. Он рассказал немало интересных фактов из жизни Тура Хейердала. Например, про путешествие на 18-метровом тростниковом корабле по Индийскому океану. Хейердал хотел таким образом доказать наличие культурных связей между древнейшими цивилизациями Месопотамии. Судно «Тигрис», аутентичное плавсредствам древних египтян и индийцев, прошло 6800 км, выйдя из порта Шатт-эль-Араб в Ираке. У берегов восточно-африканского государства Джибути Тур Хейердал сжёг свой корабль в знак протеста против войны между Эфиопией и Сомали. По сути, это было горячее проявление холодной войны, так как Эфиопию поддерживал Советский Союз, а Сомали – США. «Он направлял свои усилия на то, чтобы стереть границы между людьми», – отметил Халфдан Танген.

Танген сообщил также, что сын Тура Хейердала – Тур Хейердал младший – готовит визит в Новосибирск. Приглашали его ещё в прошлом году по случаю столетия знаменитого путешественника. «Но тогда, – объяснил Халфдан Танген, – Тур решил отменить поездку из-за ситуации на Украине. Однако когда во время одного из приёмов у короля Норвегии Хейердал-младший рассказал об этом, король сказал, что, несмотря на ситуацию с Украиной, в Россию стоит поехать, так как Тур Хейердал очень любил вашу страну».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах