Власти Новосибирской области объявили обязательную вакцинацию от коронавируса для работников сферы обслуживания и бюджетников. В коллективах на это согласны не все. Некоторые сотрудники, не жалеющие ставить прививку, готовы пойти на увольнение. «АиФ-Новосибирск» попросил врача-психотерапевта, психоаналитика Игоря Ляха, объяснить психологию такого типа людей.
Эксперт условно делит антипрививочников на три основных группы. Первая - «люди, отрицающие опасность», вторая – «недоверчивые», третья – «люди с идеей».
«Отрицающие»
По словам психотерапевта, значительная часть людей, избегающих вакцинирования, склонна к недопустимому обобщению. В их представлении опасен сам вирус, опасно всё, что соприкасалось с вирусом, опасно всё, что похоже на вирус. Они нуждаются в том, чтобы «сама идея вируса» исчезла из их внимания. Это сохранит хоть какую-то стабильность в их существовании.
«В массе своей эта часть людей любыми способами старается делать вид, что вируса не существует, - говорит Игорь Лях. - Это сложная группа, поскольку такая психическая защита работает не очень эффективно. Чувство страха и тревоги у людей сохраняются. А прививка, как средство, несущее идею вируса и борьбы с ним, начинает восприниматься как угроза. Для них это неприятное напоминание о том, что в этом мире существует что-то, что они не могут контролировать».
Отрицание принимает сложные формы. Одни отрицают вирус как таковой и опасности, с ним связанные. Другие отрицают возможность вакцинирования и снижение уровней опасности. Представители этой группы начинают искать информацию в социальных сетях, объединяться вокруг неё. В результате испытывают, как говорит психотерапевт, слишком сильное переживание от самой идеи вакцинирования.
«Последняя модная идея в этой группе: «Зачем мне это ставить? Я уже переболел». При этом человек может не иметь на руках ни результатов тестов, ни диагноза. Возможно, у него был просто ОРВИ. Такие люди находятся в большой опасности: человек, заболев ковидом в первый раз, думает, что это уже второй раз. Он начинает испытывать сильное переживание, из-за чего болезнь протекает тяжелее. Рискну предположить, что, возможно, многие погибшие, к сожалению, просто думали, что переболели и имеют иммунитет», - рассуждает эксперт.
«Недоверчивые»
Другая условная группа людей воспринимает вакцинацию сквозь призму внешнего официального принуждения: «Если мне что-то настойчиво предлагают, я буду отказываться». Зачастую это восприятие связано в целом с состоянием недоверия к обществу и социальным институтам, с состоянием глубокого недоверия к окружающим.
«Таких людей очень много, и они не замечают, как погружаются в своего рода замкнутый круг. Им приходится искать экспертов где-то далеко, не в своём отечестве. Так они изолируются от большой части общества, поскольку не находят вокруг себя людей, достойных доверия», - считает психоаналитик.
По его словам, недоверчивых антипрививочников на самом деле нетрудно переубедить. Они поменяют мнение, если эксперты достаточного для них уровня, достойные их доверия, логично и конструктивно расскажут об эффективности прививки. По сути эти люди нуждаются в объяснении и качественном информировании.
«Идейные»
Третья группа – люди с идеей - иногда, сверхценной. Это может быть идея вреда прививки или заговора. Люди объединяются вокруг неё и так ощущают себя в большей безопасности. В этом заключается их психическая защита.
«Они могут вести себя агрессивно, громко протестовать, - рассуждает Игорь Лях. - Но их главная задача - видеть, что другие люди думают также, как они. Поэтому они очень активны и способны повлиять своим мнением на окружающих, поскольку ярко его высказывают. Это тоже один из психологических механизмов. Большинству для того, чтобы поставить прививку, достаточно качественной аргументации, а они чувствуют себя в гораздо большей безопасности, если просто объединяются в группы. Действуя группой, они, порой, непосредственно повышают риск собственного заражения, не думая о такой возможности».