Обладатели этих документов смогут с помощью одного микрочипа совершать множество различных финансовых операций, а также получать ряд госуслуг. Об этом радостно отрапортовали официальные пресс-службы.
Между тем, в Новосибирске немало противников электронных документов. Сегодня на сайте «АИФ на Оби» эксперты рассуждают о плюсах и минусах средств электронной идентификации.
Проблема отказа граждан от средств электронной идентификации актуальна на протяжении последних 15 лет. Тенденция тотального перехода на электронные носители личной информации вызывает серьезные опасения специалистов в области законодательства, прав человека и этики.
Безусловно, биометрические паспорта, универсальные электронные карты, ИНН и другие подобные документы дают ряд преимуществ. Это и упрощенная система платежей, и возможность отказаться от бумажных носителей, имеющих гораздо больший объем, нежели электронный документ. Пожалуй, главное преимущество биометрического загранпаспорта состоит в том, что на пунктах паспортного контроля некоторых стран установлено оборудование, считывающее данные с микрочипа. Такая процедура значительно ускоряет прохождение пограничного контроля.
Где «зарыта собака»
Однако именно в подобных преимуществах видит опасность внедрения подобных систем руководитель Епархиального отдела Новосибирской Епархии по взаимоотношениям Церкви и общества Александр КРАСОВ: «Не стоит из этой темы делать «фильм ужасов», утверждая, что входящие сейчас в обращение электронные документы несут в себе страшную опасность для человека. Главное, о чем говорит Русская Православная Церковь – добровольность принятия этого новшества, то есть любой человек, гражданин России, должен иметь право выбора – получать и использовать ему документы обычного, «старого образца», или пользоваться электронными документами. Задача власти в данном случае: обеспечить одинаковые гражданские права и одинаковый доступ к госуслугам как обладателям электронных документов, так и тем, кто откажется от микрочипов и останется с обычным бумажным паспортом. Задача, которая стоит перед законодателем, заключается в том, чтобы принять соответствующие законы, исключающие возможность нарушения прав и свобод обеих категорий граждан, путем двойственной трактовки закона. При этом, учитывая наличие и использование в современном мире различных систем контроля электронных носителей, необходимо обеспечить безопасность человека и конфиденциальность информации о человеке, которая будет храниться на данных носителях и в различного рода базах данных.
Но даже если будут созданы суперсистемы для хранения и защиты информации, которые технически предотвратят несанкционированную утечку этой информации, многое, если не все, будет зависеть от того какой, в духовно-нравственном отношении, специалист – будет обслуживать все эти системы».
Вот здесь, как говорится, и зарыта собака. На словах власть декларирует добровольность перехода на электронные носители конфиденциальной информации. Но, на деле, если у вас нет ИНН, вы не сможете получить налоговый вычет при приобретении жилья и много других налоговых льгот. Если у вас нет биометрического паспорта, то при выезде за границу вы получите гораздо больше проблем, чем те, у кого он есть. Подобных примеров можно привести множество. Но стоит вернуться к теме биометрических паспортов, чтобы продемонстрировать относительность принципа добровольности. Уже сейчас биометрические загранпаспорта выдаются сроком на 10 лет, в то время как бумажные – всего на пять. Очевидна тенденция постепенного перехода только на биометрические удостоверения личности. Таким образом, если вы не хотите сохранять свои персональные данные в электронный микрочип, выезд за границу вам заказан.
А дальше – микрочипы в лоб вживлять?
Кандидат физико-математических наук, депутат Совета депутатов города Новосибирска Александр ЛЮЛЬКО утверждает, что проблема перехода на электронные удостоверения личности – гораздо более глубокая: «Информация с универсальный кредитной карты, которые так активно внедряют в нашем городе, будет стекаться в единую базу данных, в которой будет собираться информация обо всех сторонах жизни человека, его медицинских диагнозах, покупках, доходах, расходах, перемещениях, контактах. То есть, при желании о человеке можно будет узнать буквально все. А значит, ставить ему любые условия». Таким образом, 99 процентов общества будут послушны любой системе, которая будет иметь над гражданами такую власть.
Проблема отказа граждан от электронных средств идентификации актуальна не только для Новосибирска и не только для Сибири. Украинский президент Виктор Янукович недавно наложил вето на законопроект о биометрических паспортах, поскольку больше 1 миллиона украинцев вышли на митинги протеста. Одна из главных причин, почему люди против «достижений прогресса» -- введение биометрических паспортов и универсальных электронных карт может стать промежуточной стадией для введения микрочипов, которые объединят в себе функции паспорта и единого платежного средства с переводом всех платежей в безналичный расчет. А это позволит очень просто отключать неугодного человека от систем жизнеобеспечения в виде банковских счетов.
-- Биометрические паспорта, ИНН, универсальные электронные карты – это все кирпичи в здание тоталитарного общества западного образца, которое не признает частной жизни граждан, -- уверен Александр Люлько.
На самом деле, технология поголовного наблюдения и управления психическим состоянием людей давно отработана на Западе. Объектом воздействия этой технологии становится любой обладатель i-phon или i-pod. Для активации этого прибора необходимо ввести в него свои персональные данные, после чего все перемещения человека отслеживаются.
Разработчики систем тотального контроля утверждают, что это снизит уровень преступности, так как любой преступник может быть выслежен. Но противники системы приводят контраргументы: у преступников появится гораздо больше жертв, так как информацию о доходах, перемещениях и личной жизни любого гражданина можно будет получить путем хакерской атаки или банального подкупа должностного лица.
Легко украсть, легко подделать
Еще один аргумент сторонников электронных документов: микрочип невозможно подделать. Однако голландский ученый Джерон ванн Бик из Амстердамского университета подделал биометрический паспорт, взяв два чипа биометрических электронных паспортов и создав их копии. После этого он изменил данные на копиях чипов, вставив в паспорта фотографии Усамы бин Ладена и международной террористки Хибы Дартагме. Компьютерная программа для проверки паспортов признала поддельные паспорта настоящими.
Между тем, в одной только Британии за последний год было украдено 3000 биометрических паспортов.
Вице-президент Академии геополитических наук, доктор военных наук Константин СИВКОВ утверждает, что введение биометрических загранпаспортов несет опасность национальной безопасности любой страны: «В США и Европе существуют системы, способные отслеживать объекты размером с монету, на расстоянии нескольких сот километров. Таким образом, введение документов с электронными чипами сделает «невыездными» военных специалистов, которые за границей могут стать объектом охоты зарубежных спецслужб.
P.S. как пояснили нашему корреспонденту в пресс-службе УФМС по НСО, универсальные электронные паспорта, о которых идет речь в начале статьи, не являются удостоверением личности и не подменяют собой традиционный бумажный паспорт. Получение электронных паспортов – дело сугубо добровольное.